Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что можно узнать о человеке по его речи - НАША РЕЧЬ
Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи “вежливые” слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил “доброго”, “безопасного”, “красивого”, “правильного” поведения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Сидят на палочке
В красных рубашках,
Брюшко светло,
Камешками набито. (Шиповник.)
Мы живем под землей в темной норке.
Шубка серая, крошечный рост,
Глазки, черные бусинки, зорки,
И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее душистый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай! (Душица.)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)
— Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)
— Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)
— Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)
— Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Снежынки весной превращаются в лужы.
— Прочитайте очень странное предложение на доске.
— Какой это вид речи? (Письменная речь.)
— Что можете сказать о предложении? (В нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩА.)
— Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превращаются, лужи.)
— Что можете сказать о человеке, который написал это предложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)
— Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.
IV. Работа по новой теме
1. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 8).
— Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Прочитаем стихи В.В. Маяковского.)
(Стихи читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Что можно узнать по речи собеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)
2. Словарная работа
— Что обозначает знак, который стоит у слова “здравствуйте”? (“Запомнить правописание слова”.)
— Что обозначает слово “здравствуйте”? (Это слово-приветствие. Когда говорят “здравствуйте”, желают здоровья. По-другому можно сказать “будьте здоровы”.)
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю — здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье,
Летний дождик силой напоит.
Матушка-Земля пусть хлебом-солью
За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
Т. Лаврова
— Почему в слове выделена буква В? (Она пишется, но не произносится.)
— Как можно запомнить эту букву? (Пишется как в слове “здоровье”, военные говорят “Здравия желаю”.)
— Запишите слово, подчеркните орфограмму.
V. Физкультминутка
Раз — нагнуться, разогнуться.
Два — нагнуться, потянуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 5 (с. 8-9).
— Прочитайте шепотом задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнении. (Прочитать выразительно отрывки из сказок.)
(Самостоятельное чтение. Выразительное чтение вслух.)
— Прочитайте вопросы, ответьте на них.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была вежливой? (Ответы детей.)
— Спишите слова с доски, чаще употребляйте их в письменной и устной речи.
(Запись на доске.)
До свидания, пожалуйста, добрый день, будьте добры, спокойной ночи.
— Спишите отрывок из сказки А.С. Пушкина. Пользуйтесь памяткой на с. 132.
VII. Рефлексия
— Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете “вежливые” слова. Я начинаю стихи, а вы заканчиваете.
Растает даже ледяная глыба От слова теплого... (“спасибо”).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... (“добрый день”).
Если больше есть не в силах.
Скажем маме мы... (“спасибо”).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит при встрече... (“здравствуйте”).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим... (“прости, пожалуйста”).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (“до свидания”).
VIII. Подведение итогов урока
— Что можно узнать по речи человека? (Его профессию, воспитанный он или нет, грамотный или не очень.)
— С какими людьми вам приятнее общаться?
— Какие слова нужно употреблять, чтобы с вами было приятно общаться?
Домашнее задание
Вспомнить слова приветствия и записать их.