Согласный звук [Й] и буква И краткое - ЗВУКИ И БУКВЫ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Согласный звук [Й] и буква И краткое - ЗВУКИ И БУКВЫ

Цель: познакомить учащихся с особенностями буквы Й.

Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать звук [Й] в словах и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(КИМы (объяснительный диктант 2, с. 46).)

2. Словарная работа

— Разгадайте слово.

• Первая буква этого слова стоит в алфавите между буквами Т и Ф. (У.)

• Дальше первый слог в слове Россия. (РО.)

• Потом идет второй слог слова кожа. (ЖА.)

• Дальше буква, которая обозначает непарный звонкий, всегда мягкий звук. (Й.)

— Какое слово получилось? (Урожай.)

— Объясните лексическое значение слова урожай. (Количество уродившихся злаков, овощей, фруктов.)

— Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает стихотворение.)

Ну-ка, лайки, лайте дружно.

Букву Й запомнить нужно.

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая На ее плечах сидит.

— В каких словах услышали звук [Й]? (Лайки, лайте.)

— Что узнали о звуке [Й]? (Голос краток и сердит.)

— Послушайте вот какую историю.

Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.

— Вы уже догадались, какая тема урока? (Буква Й.)

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Согласный звук [Й] и буква И краткое.)

Упр. 183 (с. 114).

— Прочитайте стихотворение.

— Прочитайте стихотворение медленно и скажите, в каких словах есть звук [Й]. (Иней, ели.)

— Какими буквами обозначен звук [Й]? (Й, Е.)

— Напишите предложение по памяти. Приготовьтесь к письму самостоятельно.

— Закройте учебники, напишите предложение. Проверьте по учебнику.

— Оцените себя.

— Сделайте вывод: как может на письме обозначаться звук [Й]? (Буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.)

Упр. 184 (с. 115).

— Вставьте буквы.

— Какие звуки обозначают эти буквы?

V. Физкультминутка

Скачут белочки и зайки —

Раз, два, три, раз, два, три...

Скачут, скачут на лужайке —

(Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой.)

Посмотри, посмотри!

(Шесть прыжков на двух ногах.)

Встали — сели, встали — сели,

Вправо-влево поглядели.

(Повороты головы вправо-влево.)

VI. Развитие речи

Упр. 182 (с. 114).

— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить из слов предложения, а из предложений — рассказ.)

— Из каждой цепочки слов составьте предложение.

— Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.

— Придумайте заголовок. (“Помощь”.)

— Запишите текст.

— Прочитайте текст. (Ученик читает текст.)

— У кого так же?

— Кто написал по-другому? Прочитайте.

— Кто прав?

VII. Рефлексия

— Что на уроке вам понравилось?

— Какая работа показалась сложной?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что вспомнили на уроке? (Как может обозначаться звук [И].)

— Чему учились? (Составлять предложения из слов и текст из предложений.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 185 (с. 115).






Для любых предложений по сайту: [email protected]