Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Как обозначить мягкость согласного звука на письме - ЗВУКИ И БУКВЫ
Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Запишите предложения под диктовку.
Ребята надели лыжи и пошли в лес. Как хорошо в лесу!
— Какие словарные слова вы записали? (Ребята, хорошо.)
— Подчеркните буквы, которые обозначают твердые согласные.
— Почему подчеркнули букву Ж в слове лыжи, ведь после нее идет буква И, обозначающая мягкость согласных? ([Ж] непарный твердый согласный.)
— Какие еще буквы, обозначающие непарные твердые согласные звуки, есть в предложении? ([Ш] в слове хорошо.)
2. Развитие речи
— Продолжите текст. Напишите еще два-три предложения. Используйте слова: деревья, земля, кусты, снеговые шапки, следы, дятел.
(Проверка. Несколько учащихся зачитывают свои тексты, проводится анализ речевых ошибок.)
III. Самоопределение к деятельности
С твердым Л я на стене,
Книги, например, на мне,
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите. (Полка — полька.)
— Какая буква, кроме гласных Е, Ё, Ю, Я, обозначает мягкость согласных?
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква... (мягкий знак).
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока. Новая это тема? (Нет, мы знакомились с буквой Ь в 1 классе и повторяли во 2 классе.)
Сегодня на уроке мы обобщим все знания об этой букве, которые получили в 1 и 2 классах.
Упр. 202 (с. 124).
— Почитайте задание. Объясните смысл пословиц.
— Какое из этих качеств вам больше по душе?
— Какие еще хорошие качества вы хотели бы видеть в людях, развить в себе?
— Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других.
— Откройте памятку нас. 133, приготовьтесь писать по памяти. (Самостоятельная работа. Самопроверка — сверка с текстом учебника. Самооценка: “!”, “+”, “—”.)
— Подчеркните букву Ь. Что вы о ней знаете? (Ответы детей.)
— Прочитайте правило.
— Для чего нужен в русском языке мягкий знак, он же не обозначает звука? (Для обозначения мягкости согласных.)
V. Физкультминутка
Мелкие шажки — раз, два, три.
Легкие прыжки — раз, два, три.
Движенья эти повтори.
Вот и вся зарядка — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 203 (с. 124).
(Самостоятельное выполнение.)
— Какие буквы, указывающие на мягкость согласного звука, вы подчеркнули? (Ь, Е.)
VII. Рефлексия
(Выборочный диктант.)
— Выпишите только слова, в которых нужно писать букву Ь.
Все короче ваша тень,
Это значит — скоро день.
Бежит недалечко реченька-речка.
Меньше ручейка:
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки обмакнуть чуть-чуть.
(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что вспомнили сегодня на уроке?
— Чему научились?
— Что на уроке показалось трудным?