Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - Урок 2 - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - Урок 2 - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Цели: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

(На доске запись.)

Стреляный ..., считать ..., ... на хвосте принесла, ... на сене, уставился как... на новые ворота.

— Запишите слова, которые можно вставить в данные фразеологические обороты. (Воробей, ворона, сорока, собака, баран.)

— Объясните значение выражений.

2. Орфографическая минутка

(Устный диктант.)

— Покажите карточку с буквой-орфограммой.

Пруж..на, ч..лки, поч..ток, камыш.., ч..мазый, перч..тки, ж..раф, пуш..стый.

III. Самоопределение к деятельности

— Сравните слова первого и второго столбика.

еж      ежи

ковш     ковши

камыш     камыши

— По какому признаку их объединили в группы?

— Придумайте пример по аналогии.

— Какая орфограмма есть в словах из второго столбика?

— Какой совет тетушки Совы необходимо помнить при написании этих слов?

Сегодня на уроке мы будем учиться применять это правило при образовании формы слова.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 12).

— Прочитайте задание.

— Прочитайте образец для первой группы слов.

— Как надо изменить слово? (Надо изменить слово так, чтобы оно обозначало много предметов.)

(Задание выполняется с комментированием.)

— Прочитайте образец записи слов второй группы. Образуйте форму слова, отвечающую на вопрос что делай? что сделай?.

(Задание выполняется с комментированием.)

— Подчеркните орфограмму.

2. Игра “Орфографический мяч”

(Учитель называет форму единственного числа, дети — множественного числа, орфограмму комментируют.)

Лужа — ..., стриж — ..., мышь — ..., крыша — ..., нож — ..., чаша — ..., стужа — ....

(Учитель называет форму именительного падежа, дети — слово с предлогом у, орфограмму комментируют.)

Меч — у меча, клещ — ..., врач — леш — ..., грач — ....

V. Физкультминутка

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай,

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 17 (с. 12).

(Выполняется с комментированием по образцу.)

Упр. 19 (с. 13).

(Самостоятельное выполнение в тетрадях. На откидной доске выполняет задание один ученик. Учитель заранее пишет текст, учащийся вставляет только пропущенные слова. Выполняется самопроверка по образцу на доске.)

— Какое словарное слово встретилось в тексте упражнения? (Щавель.)

— Обратите внимание на ударение в этом слове. Произнесите слово орфоэпически.

Упр. 18 (с. 12).

(Самостоятельное выполнение. Дополнительное задание: придумать и записать три слова — по одному на изученные орфограммы.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся записывают слова-отгадки.)

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

Зелены кусточки,

Алые цветочки.

Когти-коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник.)

Полосатая, зубастая,

Под водою рыщет,

Маленьких рыбок ищет. (Щука.)

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей.

А питается он листьями —

Листьями деревьев. (Жираф.)

(Ученики, работавшие у доски, открывают решение. Ученики на местах меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

— Правильно ли ответил ваш сосед? Оцените его.

(Также можно использовать КИМы (с. 45).)

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Что не получилось?

— Довольны ли вы результатами проверки знаний?

Домашнее задание

Выполнить упр. 20 (с. 13).






Для любых предложений по сайту: [email protected]