Морфема

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Морфема

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске прикреплены карточки:


image25


Учитель. Внимательно рассмотрите карточки. Скажите, какое предложение в них зашифровано.

Здесь зашифровано предложение Красота — удивительное явление нашей жизни.

Учитель. Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания, подчеркните орфограммы.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Назовите все части слов, которые вы соединяли между собой для составления данного предложения, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Для составления слов данного предложения мы соединяли приставки, корни, суффиксы, окончания. Значит, тема сегодняшнего урока — «Приставки, корни, суффиксы, окончания или части слова».

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1) Познакомиться с новым названием ...;

2) узнать, в каком разделе науки о языке ...;

3) совершенствовать умение ....

Цель урока: познакомиться с новым названием частей слова: узнать, в каком разделе науки о языке изучаются части слова; совершенствовать умение находить составные части слов.


3. Изучение нового материала

На доске изображены условные обозначения:

.

Учитель. Сгруппируйте и назовите составные части слов предложения в порядке, указанном с помощью условных обозначений.

Среди данных слов только одно имеет приставку. Это слово удивительный. Приставка —

Корни слов:

Суффиксы:

Окончания:

Учитель. Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это морфемы.

Над условными обозначениями частей слова учитель прикрепляет карточку со словом морфемы. Такое же дополнение вносит в написанное на доске название темы.

Учитель. Скажите, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы?

Ответы учащихся. При отсутствии правильного ответа, учитель отвечает сам, морфемика.

Учитель. А теперь обобщите рассмотренный материал в соответствии с нашими рассуждениями.

Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание — имеют общее название — морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.



4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник, шубка, прицепил.

Учитель. Прочитайте слова. Объедините их попарно по нескольким признакам одновременно. Назовите первую пару слов.

Можно объединить слова прибежал, прицепил. Это глаголы. В обоих словах приставка при, в корне — проверяемая безударная гласная е. Проверочные слова: бег, прицеп.

Учитель. Какое значение имеет морфема при?

Морфема при обозначает приближение, присоединение.

Учитель. Назовите следующую пару слов.

Следующая пара слов: рыбка, шубка. Это имена существительные. У них одинаковый суффикс к. В корне обоих слов есть парная согласная б. Проверочные слова: рыбочка, шу бочка.

Учитель. Какое смысловое значение имеет морфема к?

Морфема к имеет уменьшительное значение.

Учитель. В таком же порядке расскажите о третьей паре слов.

Третья пара: колосок, волосок. Это тоже имена существительные. В корне каждого слова две проверяемые безударные гласные о. Проверочные слова: колос, колосья; волос, волосики. В словах одинаковая морфема суффикс ок. Он имеет уменьшительное значение.

Учитель. Кто расскажет о последней паре слов?

Четвертая пара: огородник, колхозник. Это имена существительные одушевленные. Оба слова имеют непроверяемые безударные гласные о. Их надо запомнить. В них одинаковая морфема — суффикс ник. Он обозначает род деятельности человека.

Учитель. Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем?

Каждая морфема имеет свое значение.

Учитель. Расскажите все, что вы узнали сегодня о морфеме и морфемике. Расположите материал в логическом порядке.

Части слова: приставка, суффикс, корень, окончание — это морфемы. Каждая морфема имеет свое значение. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, которая называется морфемика.

Учитель. Полезную работу мы с вами сделали. А теперь продолжим разговор о морфемах и красоте.


Упражнение 2

Свет не без добрых людей.

Землю солнце красит, а человека — труд.

Красна птица пером, а человек — умом.

Добро не горит и не тонет.

В юрте опора — шест, в жизни опора — друг.

Учитель. Красота — действительно удивительное явление. Редко кого она может оставить равнодушным. Красота - явление многогранное, разноликое. Прочитайте пословицы и поговорки, скажите, о какой красоте а них идет речь.

Учащиеся читают вслух пословицы и поговорки. Рассуждают о смысле, заложенном в них.

Учитель. Напишите пословицы и поговорки в следующем порядке; сначала те, в словах которых нет приставок, а затем слова, в которых нет приставок и суффиксов. Подчеркните орфограммы, находящиеся в корнях слов. Объясните их написание.


Упражнение 3 (на карточках)

Красота рощи, луга, степной былинк..., пр...стого камешка дела...т людей более чуткими и человечными. Но все ли это понима...т?

Мимоходом сорванный цв...ток, сломанная ветка, бр...шенный на траву мусор, скомканные це...офановые п...кеты под н...гами. Такой мы оставляем след на земле -------

Учитель. Прочитайте текст. Скажите, какова его основная мысль.

Основная мысль текста состоит в том, что красоту надо беречь, сохранять для себя и других людей.

Учитель. Сформулируйте задание к тексту, опираясь на условное обозначение в нем.

Надо написать данный текст, добавив к нему предложение — концовку и вставить пропущенные буквы.

Учитель. Вы правильно сформулировали задание, но я его несколько усложню. Обозначьте с помощью условных обозначений морфемы, в которых вы будете вставлять пропущенные буквы.

Какую концовку вы придумали к тексту?

Будут ли радовать глаз рощи, луга, цветы, зеленеть деревья — зависит от каждого из нас.

Учитель. Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых нет ни одного слова с приставкой.

Назовите слова, в которых есть все морфемы.

Выделите морфемы в этих словах.

Скажите, что такое морфемы.

Морфемы — это части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.


5. Итог урока

Учитель. Какие термины вы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы узнали, что такое морфемы и морфемика.

Учитель. Еще раз скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.

Ответы детей.

Дается задание на дом. Оценивается работа учащихся на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]