Изменение и образование новых слов

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Изменение и образование новых слов

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны ряды слов:

1) кит, китята, киты, китовый;

2) тигр, тигриный, тигренок, тигры;

3) лес, лесной, перелесок, леса.

Учитель. Внимательно прочитайте ряды слов.

Скажите, какие две группы можно составить из слов каждого ряда?

В каждом ряду есть однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Учитель, Напишите слова каждого ряда, разделив их на группы, которые вы назвали.

кит — киты кат — китята — китовый

тигр — тигры тигр — тигриный — тигрёнок

лес — леса лес — лесной — перелесок


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Скажите, в каком столбике можно видеть изменение слов, а в каком — образование слов.

В первом столбике можно видеть изменение слов, а во втором — образование слов.

Учитель. А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая процессы, которые произошли со словами.

Тема сегодняшнего урока — «Изменение и образование слов».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Расширить знания об ...;

2) учиться находить и отличать ....

Цель урока: расширить знания об изменении и образовании слов; учиться находить и отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.


3. Изучение нового материала

Учитель. Прочитайте еще раз слова первого столбика. Выделите в них окончания.

Скажите, что меняется в слове с изменением его окончания — лексическое значение или грамматическое.

С изменением окончания в слове меняется его грамматическое значение, а лексическое значение остается тем же.

Учитель. Если в слове меняется только грамматическое значение, то получаются формы этого же слова или однокоренные слова?

Если в слове меняется только грамматическое значение, то получаются формы этого же слова.

Учитель. Сделайте вывод из наших рассуждений и скажите, что получается при изменении слова и что при этом в нем меняется.

При изменении слова получаются формы этого же слова; при этом меняется его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым.

Учитель. Прочитайте ряды однокоренных слов. Назовите и выделите морфемы, с помощью которых они образованы.

Скажите, что получается при образовании однокоренных слов.

При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением.

Учитель. Обобщите рассмотренный нами материал и скажите, что получается при образовании однокоренных слов и при изменении слова.

При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. При изменении слова получаются формы этого же слова. При этом изменяется только его грамматическое значение, а лексическое значение остается тем же самым.

Учитель. Прочитайте материал об изменении и образовании слов а учебнике. Сравните его с нашим выводом.

Расскажите изученный материал и приведите свои примеры.


4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

1. Заяц может видеть, что делается п...зади него. Глаза у зайца по б...ком г...л...вы.

2. Кабана называют секачом. Кабан клыками дерево, как т...пором, подсечет, волка, как саблей, зарубит.

3. П...теря хв...ста для ящерицы очень б...лезненна. Хвост п...м...гает ящерице с...хранять равновесие.

Учитель. Прочитайте пары предложений. Обратите внимание, что в каждой паре одно предложение обозначает причину, а другое — следствие того, о чем в них говорится. Напишите пары предложений под каждой цифрой в следующем порядке: сначала — причина, затем — следствие. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их написание. В формах одного и того же слова выделите окончания. В однокоренных словах — морфемы, с помощью которых они образованы. С первой парой предложений поработаем все вместе. Назовите их в указанном порядке.

Глаза у зайца по бокам головы. Заяц может видеть, что делается позади него.

Учитель. Назовите формы одного и того же слова или однокоренные слова и обоснуйте свой ответ.

В этих предложениях зайца — заяц — это формы одного и того же слова. Они отличаются грамматическим значением, а лексическое значение у них одинаковое.

Учитель. В какой форме употреблены эти слова?

Слово зайца - это существительное в форме родительного падежа, единственного числа. Слово заяц — существительное в форме именительного падежа, единственного числа.

Учитель. Напишите эти пары предложений, подчеркните вставленные буквы.

Аналогичным образом осуществляется работа с остальными парами предложений.

Учитель. Что вы заметили, когда вставляли пропущенные буквы?

Во всех словах пропущена буква о, но она обозначает разные орфограммы. В словах бокам, головы, хвоста, болезненно, помогает (вторая о) она является проверяемой безударной гласной в корне. Проверочные слова: бок, головы, головка, хвост, боль, помощник. В словах позади, потеря, помогает, сохранять (первая о) она является безударной гласной в приставке. Приставок па и са не бывает. В слове топор буква о является непроверяемой безударной гласной. Это слово надо запомнить.

Далее читаются пары предложений в том порядке, в котором они написаны, выделяются формы одних и тех же слов и однокоренные слова.

Учитель. Скажите еще раз, что получается при образовании однокоренных слов и при изменении слова.

Повторяется новый материал.


Упражнение 2

Белые страницы

Свежий снег со следами зверей принято называть белой книгой. Издается она один раз в году, когда на первой пороше первые звери отпечатывают строки своих следов.

Новый снегопад — новая страница. Новые рассказы о лесных делах пишут на ней лесные жители. Тут и мирные встречи, и кровавые драмы.

Нет снегопада. А каждый зверь все пишет, да так много, что потом не распутаешь. И всякий зверек норовит поперек чужих строчек написать свою. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра.

Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают странички белой книги.

Образец:

Учитель. Прочитайте текст. Назовите слова, значение которых вам не очень понятно.

Выясняется лексическое значение слов пороша, драма, норовит.

Учитель. Еще раз прочитайте текст. Рассмотрите образец к нему. Сформулируйте к тексту свое задание.

Надо выписать из текста в первый столбик формы слов, а во второй — однокоренные слова. В формах слов выделить окончания, а в однокоренных словах — суффиксы или приставки.

Задание выполняется сначала коллективно, затем индивидуально. Осуществляется его проверка.

Учитель. Найдите в тексте слова, в которых буква е является орфограммой. При ответе слова с одинаковой орфограммой сгруппируйте. Расскажите, что у вас получилось.

В словах следами, зверей, снегопад, лесных, делах, весны буква е является проверяемой безударной гласной в корне. Проверочные слова след, зверь, снег, лес, дело, весны. В словах отпечатал, поперек буква е непроверяемая безударная гласная. Написание этих слов надо запомнить.

Учитель. Кто может продолжить?

В словах пишет, распутаешь, скроется буква е является безударной гласной в окончаниях глаголов, так как эти глаголы первого спряжения. Буква е входит а состав частицы не, которая с глаголами пишется раздельно.

Учитель. Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь найдите в тексте имя прилагательное, в котором все согласные звонкие, непарные, и скажите, в какой форме оно употреблено.

Слово мирные. Это имя прилагательное, в котором все согласные звонкие, непарные. Оно употреблено в форме именительного падежа, множественного числа.


5. Итог урока

Учитель. О каких языковых процессах мы говорили сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы говорили об изменении и образовании слов.

Учитель. Что получается при изменении слова и при образовании однокоренных слов?

Повторяется изученный материал. Дается задание на дом. Оценивается работа детей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]