Окончание

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Окончание

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написано предложение:

Ре...кого ч...л...века цв...ты ост...вляют равнодушным.

Учитель. Прочитайте предложение вслух. Напишите его в тетрадь. Расскажите, как пишутся слова с пропущенными буквами, группируя их по орфограммам. Начните с орфограммы, на которую имеется меньшее количество слов.

В этом предложении одно слово с сомнительной согласной. Это слово редкий. Пишем букву д. Проверочное слово редок.

Учитель. Кто продолжит рассказ об орфограммах в словах этого предложения?

В слове человека имеются две непроверяемые безударные гласные в корне: в первом слоге буква е, во втором — о. Написание этого слова надо запомнить.

Учитель. Кто завершит ваш рассказ?

В словах цветы, оставляют имеются проверяемые безударные гласные в корне. В слове цветы — безударная гласная е, проверочное слово цвет. В слове оставляют — безударная гласная а, проверочное слово оставить.


2. Формулирование темы и цели урока.

Учитель. А теперь внимательно посмотрите на состав слов в предложении. Скажите, какая часть есть в каждом слове (кроме корня) и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В каждом слове предложения, кроме корня, имеется окончание. Значит, тема сегодняшнего урока — «Окончание».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тому. Используйте опорные фразы на доске.

1) Повторить то, что... ;

2) выяснить, что обозначает в именах существительных, именах прилагательных, глаголах;

3) узнать, что образует ;

4) учиться находить в .

Цель урока: повторить то, что мы знаем об окончании; выяснить, что обозначает окончание в именах существительных, именах прилагательных. глаголах; узнать, что образует, окончание; учиться находить окончание в словах.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Вспомните, что такое морфемы.

Морфемы — это части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Учитель. Что такое окончание?

Окончание — это значимая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Учитель. Позовите слова, соответствующие теме написанного предложения, и выделите в них окончания.



4. Изучение нового материала

На доске — запись:

Учитель. Скажите, что написано на доске?

На доске написаны окончания.

Учитель, К словам какой части речи относятся эти окончания?

-а (-я) - это окончания имен существительных; -ое (-ее) — окончания имен прилагательных; -ешь (-ишь) — окончания глаголов.

Учитель. Какие грамматические признаки имени существительного вы можете определить по окончанию -а (я)?

Имя существительное с окончанием -а (-я) стоит о именительном падеже, в единственном числе.

Учитель. Сделайте вывод, что обозначает окончание у имени существительного.

Окончание у имени существительного обозначает падеж и число.

Учитель вносит соответствующее дополнение в запись на доске.

Учитель. Какие грамматические признаки имени прилагательного вы можете определить по окончанию -ая ( яя)?

Имя прилагательное с окончанием -ая (-яя) стоит в женском роде, именительном падеже, единственном числе.

Учитель. Сделайте вывод, что обозначает окончание у имени прилагательного.

Окончание у имени прилагательного обозначает род, число, падеж.

Учитель снова вносит дополнение в запись на доске.

Учитель. Какие грамматические признаки глагола вы можете определить по окончанию -ешь (ишь)?

Глагол с окончанием ешь (-ишь) второго лица, единственного числа.

Учитель. Это касается глаголов настоящего и будущего времени. А что можно определить по окончанию у глагола в прошедшем времени?

У глагола в прошедшем времени по окончанию можно определить род и число.

Учитель. Сделайте вывод, что обозначает окончание у глаголов.

Окончание у глаголов в настоящем и будущем времени обозначает лицо и число, а в прошедшем времени — род и число.

После того как учитель вносит еще одно дополнение а запись на доске, она имеет следующий вид:

image30

Учитель. Мы с вами увидели, что окончание не только служит для связи слов в словосочетании и предложении, но и образует формы слова. Составьте новое определенно окончания, более точно укажите, для чего оно служит.

Окончание — это значимая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, и образует формы слова.

Учитель. А теперь обобщите все наши рассуждения по плану:

1. Что такое окончание?

2. Что обозначает окончание у имени существительного, прилагательного и глагола?

Учащиеся обобщают изученный материал, сравнивают его с материалом учебника. Повторяют вывод по памяти, приводят примеры.


5. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

Рос...ия, растут, астра, гвоздика, ромашка, флокс.

Учитель. Прочитайте слова. Исключите их по одному изданного рода по признаку, который вы сами найдете, так, чтобы в нем осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Можно исключить слово растут, так как это глагол, а остальные — имена существительные.

Можно исключить слово Россия, так как это существительное собственное, а остальные — нарицательные.

Можно исключить слово гвоздика. Это омоним. Гвоздика — это растение с яркими цветами. Гвоздика — это при права, пряность из сушеных цветочных почек тропического дерева. Остальные слова не являются омонимами.

Можно исключить слово флокс. Эта существительное мужского рода, а остальные — женского.

Из двух последних слов выделяется одно по любому признаку или сразу по нескольким признакам: орфограмме, количеству слогов, букв.

Учитель. Во всех словах выделите окончание. Что вы заметили?

В слове флокс окончание не выражено звуками.

Учитель. Окончание, которое не выражено звуками, называется нулевым. Как и любое окончание, оно имеет грамматическое значение. Определите грамматическое значение слова флокс,

Обобщите все то, что мы говорили сегодня об окончании.


Упражнение 2

Василёк

Гиацинт

Кувшинка

Георгин

Ирис

Роза

Клумба

растение с крупными красивыми душистыми цв...тками и со стеблем, обыч(?)но п...крытым шипами.

в...д...ная лилия.

лукович(?)ное с...довое растение с СОБР...нными в кисть п....,хучими цв...тами.

перуница.

гря...ка с цв...тами в виде замкнутой ф...гуры.

тёмно-г...лубой цв...ток, растущий в злаках.

крупное с...довое тр...вянистое растение с б...льшими яркими с...цветиями.

Учитель. Прочитайте левую и правую части записи на доске. Сформулируйте свое задание. Не забывайте о теме урока.

Надо соединить между собой слова из левой части с подходящими по смыслу словами или фразами из правой части так, чтобы получились предложения. Написать предложения, а в словах выделить окончания. Вставить пропущенные буквы.

Учитель. Первое предложение выполним вместе. Кто его уже составил? Назовите его со знаками препинания.

Василек — темно-голубой цветок, растущий в злаках. В этом предложении ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже. В слове василёк нулевое окончание, в слове темно-голубой — -ой, в слове цветок — нулевое, в слове растущий — в слове злаках — -ах. В слове голубой — непроверяемая безударная гласная о, ее надо запомнить. В слове цветок — проверяемая безударная гласная е в корне, проверочное слово — цвет.

Учитель. Составьте и назовите остальные предложения.

Гиацинт — луковичное садовое растение с собранными в кисть пахучими соцветиями.

Кувшинка — водяная лилия.

Георгин — крупное садовое травянистое растение, с большими яркими соцветиями.

Ирис — перуница.

Роза — растение с крупными красивыми душистыми цветками и со стеблем, обычно покрытым шипами.

Клумба — грядка с цветами в виде замкнутой фигуры.

Учитель. Выделите окончание и назовите грамматические признаки слова, в котором все согласные звонкие, непарные, мягкие.

Проводится работа со словом лилия.

Учитель. Подчеркните имеющиеся в этих предложениях однокоренные слова. Устно и письменно выделите морфемы, которые помогут доказать правильность вашей точки зрения.


Упражнение 3 (на карточках)

Трон императора Японии зовется хризантемным.

Сладкие плоды кактуса опунции зовут колючей грушей.

Золотистая хризантема символ солнца.

Хризантема украшает герб и печать Японии.

Плоды опунции едят.

Из сока плодов этого кактуса готовят сиропы, напитки, кисели.

Один император имел право носить одежду с изображением этого цветка.

Некоторые виды кактуса нужны для приготовления мармелада.

Никто другой не смел носить такую одежду.

Ослушнику грозила смерть.

Одни кактусы напоминают по вкусу голубику, другие - малину, третьи - душистые персики.

1. Символический цветок.

2. Вкусный цветок.

Учитель. Цветы очень много значат в жизни человека и сопровождают его в самые разные моменты. О несколько необычном использовании цветов вы узнаете из очередного упражнения. Прочитайте его очень внимательно. Сформулируйте свое задание.

Из предложений надо составить два текста. Первый — на тему «Символический цветок», второй — на тему «Вкусный цветок».

Учитель. Давайте составим вместе текст на тему «Символический цветок».

Теперь кто-либо один прочитает второй текст.

Напишите тот текст, в каждом предложении которого есть хотя бы одно слово с нулевым окончанием.

Найдите предложение, в котором пропущен знак препинания. Какой это знак и почему он ставится в этом предложении?

В предложении Золотистая хризантема — символ солнца ставится тире, так как подлежащее хризантема и сказуемое символ выражены существительными в именительном падеже.

Учитель. Выделите окончание и укажите грамматические признаки в однокоренных словах.

Найдите в этом тексте слова с такими же орфограммами, как в первом записанном на уроке предложении. Орфограммы подчеркните.


6. Итог урока

Учитель. О какой морфеме мы говорили сегодня на уроке? Мы говорили об окончании.

Учитель. Расскажите весь материал об окончании, который звучал сегодня на уроке.

Ответы детей.

Дается задание на дом. Оценивается деятельность учащихся на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]