Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Правописаний о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
ц...нга, луч...м, плащ...м, б...лкон, выр...сли, рысц...й, фла..., туч.... и, ж...лтый, горц...м.
Учитель. Прочитайте слова вслух. Напишите их в обратном порядке.
Назовите признаки, по которым можно разделить эти слова на две рапные группы.
Ученикам дается время на обдумывание.
Эти слова можно разделить на две равные группы по принадлежности к той или иной части речи, по месту нахождения в них орфограммы.
Учитель. Скажите, какие слова вы отнесли к первой группе, и обоснуйте свой ответ.
К первой группе можно отнести слова цинга, балкон, выросли, флаг, желтый. Здесь имеются имена существительные (цинга, балкон, флаг), имя прилагательное (желтый), глагол (выросли). Все орфограммы находятся в корне слова. В корне слова цинга пишется и; в корне слова балкон непроверяемая безударная гласная и; в корне слова выросли пишется безударная гласная о, так как стоит перед с; в корне слова флаг пишется согласная г, проверочное слово флаги; в корне слови желтый пишется проверяемая гласная е, проверочное слово желтеть.
Учитель. Напишите слова этой группы, выделив в них орфограммы.
Назовите слова, которые вы отнесли во вторую группу, и обоснуйте свой ответ.
Во вторую группу можно отнести слова лучом, плащом, рысцой, тучей, горцем. Это имена существительные. В них орфограмма находится в окончании. С данной орфограммой мы не знакомы.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Скажите, какими буквами в окончании существительных — гласными или согласными — представлена новая орфограмма?
Новая орфограмма представлена в окончаниях существительных гласными буквами.
Учитель. После каких согласных находятся гласные в окончаниях данных существительных?
Гласные в окончаниях находятся после шипящих х и ц.
Учитель. Обобщите наши рассуждения и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Тема сегодняшнего урока — «Правописание гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных».
Учитель пишет на доске тему урока, оставив пустое место после слова гласных для его последующего заполнения.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.
1) Познакомиться с ...;
2) учиться ....
Цель урока: познакомиться с правописанием гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных; учиться писать слова с новой орфограммой.
3. Изучение нового материала
Учитель. Из существительных, написанных на доске, вы- пишите столбиком такие, в которых ударение падает на гласную в окончании. Окончание выделите.
Учитель. Подчеркните ц и шипящие согласные, которые стоят перед окончанием. Во втором столбике напишите имена существительные, в которых не падает ударение на гласную в окончании.
Учитель. Подчеркните ц и шипящие согласные, которые стоят перед окончанием.
Скажите, какие гласные пишутся после шипящих и ц в окончаниях существительных и от чего это зависит.
После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется о, без ударения — е.
Вносится дополнение в записанную на доске тему урока.
Учитель. Прочитайте новое правило в учебнике. Сравните его с нашим выводом.
Расскажите правило о правописании гласных о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Приведите свои примеры.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
1) Товарищи, учительницы, крыши, карандаши, гвардейцы, дворцы, гаражи, пейзажи, малыши;
2) храбрецы, мячи, птицы, этажи, ножи, ученицы, ключи, рощи, встречи.
Образец:
Учитель. Прочитайте слова в первом и во втором рядах, посмотрите образец. Сформулируйте задание к упражнению.
Надо составить и написать пары, соединив по смыслу слова из первого и второго рядов. Перед этим существительные надо поставить в форму единственного числа творительного падежа. В написанных словах надо поставить ударение, обозначить орфограмму.
Учители. Обратите внимание, что виды смысловой связи в парах слов могут быть разными.
Учитель. Назовите слова, которые совпадают друг с другом по составу и орфограмме, кроме изученного сегодня.
Можно объединить слова карандашом, гаражом, пейзажем, этажом. Они состоят из окончания и корня. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. В словах карандашом, гаражом, этажом пишется непроверяемая безударная гласная а. В слове пейзажем — непроверяемая безударная гласная е.
Учитель. Какие еще слова с таким же составом можно объединить?
Можно объединить слова ножом, мячом. Они тоже состоят из окончания и корня. В них имеется проверяемая безударная гласная в корне. В слове ножом безударная гласная о, проверочное слово нож. В слове мячом безударная гласная я. Проверочное слово мяч.
Учитель. Найдите слова, в которых все согласные звонкие.
Это слова ножом, гаражом.
Учитель. Расскажите еще раз правило о правописании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Приведите примеры, которые еще не звучали сегодня на уроке.
Упражнение 2 (на карточках)
Свеч...й потянулся к солнце усатый колосок.
Озорница пч...лка села мне на ч...лку.
Медленно из-за леса выплыло солнц..., побежало луч...м по полям.
В ч...рной косыночке и ч...рном переднике бегает по берегу озера белощ...кая трясогузка.
Отяжелев от щедрых соков земли, клонятся тучные зерна, чтобы позже стать душистым калач...м.
Заколосились, сургуч...м забурели всходы.
Волки, лисы, ястребы, совы издали замечают белую ш...рстку и белые перья на ч...рных проталинах.
Запахла земля талым снегом, вешней грозой, соленым потом землепашц...в.
Народ справедливо называет землю кормилиц...й.
Учитель. Прочитайте предложения. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно.
Эти предложения можно разделить на две группы по смыслу и одинаковой орфограмме. В первой группе предложений говорится о животных и насекомых. В каждом предложении этой группы есть слова с буквами е-о в корне. В предложениях второй группы речь идет о роли, земли в жизни человека. В каждом предложении есть слова с гласными о-е после шипящих и ц в окончании существительных.
Учитель. Напишите предложения второй группы в таком порядке, чтобы получился текст на тему, обозначенную вами. Какое предложение вы поставите первым?
Медленно из-за леса выплыло солнце, побежало лучом по полям.
Учитель. Правильно. Дальше работу выполняйте самостоятельно. Вставьте пропущенные буквы, выделите на письме орфограмму.
Медленно из-за леса выплыло солнце, побежало лучом по полям. Запахла земля талым снегом, вешней грозой, соленым потом землепашцев. Свечой потянулся к солнцу усатый колосок. Заколосились, сургучом забурели всходы. Отяжелев от щедрых соков земли, клонятся тучные зернa, чтобы позже стать душистым калачом. Народ справедливво называет землю кормилицей.
Учитель. Скажите, как вы написали существительные с гласными о-е после шипящих и ц в окончании.
После того как задание выполнено повторяется правило.
Учитель. Какое предложение можно выделить из текста?
Из текста можно выделить предложение Отяжелев от щедрых соков земли, клонятся тучные зерна, чтобы позже стать душистым, калачом. Это сложное предложение, а остальные — простые.
Учитель. Найдите общее и отличия в оставшихся предложениях.
Оставшиеся предложения простые. Это общее. Три предложения с однородными членами, два — без однородных членов. Это их отличие.
Учитель. Прочитайте предложения сначала те, в которых однородные члены являются гласными членами предложения, затем — второстепенными.
Расскажите, какие буквы пропущены в словах тех предложений, которые ни не писали.
5. Итог урока
Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
Мы познакомились с правилом правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Учитель. Расскажите это правило. Приведите примеры слов, не повторяя уже сказанные.
Ответы детей.
Дается домашнее задание. Оценивается работа учащихся.