Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Правописание о-е после шипящих и ц в корнях и окончаниях существительных
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны словосочетания:
тихий шёпот, закрыть тучей, любовались рощей, новая щётка, тоненькая жёрдочка, играть камышом, красивая чёлка, пользоваться ножом, налить свинцом, тихий шорох, звонкое цоканье.
Учитель. Прочитайте словосочетания. Разделите их на две равные группы не менее чем по двум признакам одновременно. Назовите эти признаки.
Ученикам дается время на обдумывание.
Эти словосочетания можно разделить на две группы по их строению. В первую группу войдут словосочетания, состоящие из существительного к прилагательного, во вторую — из глагола и существительного.
Учитель. Назовите второй признак.
Второй признак — это орфограмма. В существительных первой группы пишется о-ё после шипящих и ц в корне, а в существительных второй группы пишется о-ё после щипящих и ц в окончании.
Учитель. Назовите и напишите имена существительные первой группы. Выделите в них орфограммы.
Учитель. Назовите и напишите во второй столбик имена существительные второй группы. Выделите в них орфограммы.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая орфографический признак, по которому вы делили данные существительные на группы.
Мы делили имена существительные на группы, учитывая написание о-ё после шипящих ища корнях и окончаниях. Значит, тема сегодняшнего урока — «Правописание о-ё после шипящих и ц в корнях и окончаниях существительных».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.
1) Повторить ...;
2) учиться правильно писать ....
Цель нашего урока: повторить правила о правописании о-ё после шипящих и ц в корнях и окончаниях существительных: учиться правильно писать слова с этими орфограммами.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Расскажите о правописании о-ё после шипящих и ц в корнях и окончаниях существительных по опорным конспектам, которые вы готовили дома.
Один из учеников рассказывает по конспекту о правописании о-ё после шипящих в корнях существительных.
Исключения:
Словарь:
шоколад
шофёр
шоссе
жокей
жонглёр
Второй ученик рассказывает по опорному конспекту о правописании о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1 (написано на доске)
Исходные слова |
Синонимы |
Падеж |
Доктор |
Т. п., ед. и. |
|
друг |
Т. п., ед. ч. |
|
рубеж |
Т. п.. ед. ч. |
|
родник |
Т. п.. ед. ч. |
|
свидетель |
Т. п., ед. ч. |
|
воин |
Р. п., мн. ч. |
|
водитель |
Р. п., мн. ч. |
|
линия |
Т. п., ед. ч. |
Учитель. Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте к ней свое задание.
К исходным словам надо подобрать синонимы, написать их в той форме, которая указана в третьей графе таблицы. Выделить орфограммы.
Задание выполняется сначала коллективно, затем индивидуально.
Учитель. Расскажите о том, как пишутся подобранные вами синонимы. Начните со слова, в котором имеется большее количество орфограмм.
В слове очевидцем четыре орфограммы. Это сложное слово. В первом корне оч безударная гласная о. Проверочное слово очи. Вторая орфограмма — соединительная гласная е. Третья орфограмма — сомнительная согласная д. Проверочное слово очевидец. Четвертая орфограмма - о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Пишется в окончании е, так как на нее не падает ударение.
Аналогичным образом осуществляется работа с остальными словами.
Учитель. Расскажите еще раз правило, которое вы использовали при написании всех синонимов.
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, которое вы определите сами. Первую часть этого слова вы узнаете, если правильно замените в глаголе бей букву, обозначающую согласный, парный, звонкий, мягкий звук на парный ему. Вторая часть слова — это предлог, состоящий на двух букв, который у потребляется с творительным падежом. Третья часть нового слова состоит из одной буквы, которая является орфограммой в слове рубеж. Какое это слово?
Это слово пейзаж.
Учитель. Что такое пейзаж?
Пейзаж — это вид местности.
Пейзаж - это изображение, природы на картине или в литературном произведении.
Учитель. Действительно, пейзаж — это вид местности или изображение природы в произведениях искусства.
Учитель показывает изображения пейзажей и зачитывает короткое описание природы.
Учитель. Напишите слово пейзаж с комментированием.
В слове пейзаж два слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная е. Подчеркиваем ее и запоминаем. На конце слова сомнительная согласная ж. Проверочное слово пейзажи.
Упражнение 2 (на карточках)
1. Несется клич во все концы: «... пришла! Даешь ...! Добро пожаловать, ...!»
2. На улицу утром приходит ..., сосульки несет за ..., и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным ....
Учитель. Мы узнали, что такое пейзаж, какие бывают пейзажи. А теперь составим свою пейзажную зарисовку. Мы это сделаем в несколько необычной форме. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите предлагаемые к ним схемы. Сформулируйте к упражнению свое задание.
Надо вставить в предложения подходящие по смыслу и рифме слова; написать их я том порядке, который указан схемами предложений: вставить пропущенные буквы.
На улицу утром приходит весна, сосульки несет за плечом, и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным ключом. Несется клич по все концы: «Весна пришла! Даешь скворцов! Добро пожаловать, скворцы!».
Учитель. Расскажите о написании слов в данных предложениях, объединив их по орфограммам. В каждую группу должно входить не менее трех слои. Начните ответ с группы, в которую входит большее количество слов с одинаковой орфограммой.
В первую группу входят слова с безударной гласной в корне: весна, несёт, плечом, концы, даешь, скворцов, добро. Проверочные слова — вески, нёс, плечи, кончик, дать, скворушка, добрый.
Аналогичным образом осуществляется работа с другими группами орфограмм.
Учитель. Разберите по составу слово, которое и одном на предложений является обращением.
6. Итог урока
Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?
Мы говорили о правописании о-ё после шипящих и ц в корнях и окончаниях существительных.
Учитель. Расскажите правило о написании этих орфограмм.
Ответы учащихся.
Оценивается работа детей на уроке. Дается задание на дом: написать свою пейзажную зарисовку о весне, включив в нее слова по теме урока.