Имя прилагательное

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Имя прилагательное

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны предложения:

Лею сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Лето дождливое — зима снежная, морозная.

Учитель. Прочитайте предложения. Объедините два из них по нескольким признакам одновременно.

Можно объединить первое и третье предложения. Эти предложения — приметы, а второе предложение — пословица. В первом и третьем предложениях используются две части речи: существительное и прилагательное. Во втором предложении — четыре части речи; существительное, глагол, предлоги, частицы.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Определите части речи, которая отсутствует и пословице, но преобладает в первом и третьем предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В пословице нет имен прилагательных, а в первом и третьем предложениях их больше, чем других частей речи. Значит, тема сегодняшнего урока — «Имя прилагательное».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске.

1) Повторить, что ...;

2) уточнить, как ..., с чем... и чем... в ;

3) учиться отличать ... от других ....

Цель нашего урока: повторить, что такое имя прилагательное; уточнить, как изменяется имя прилагательное, с чем оно согласуется и чем является в предложении; учиться отличать имя прилагательное от других частей речи.


3. Актуализация знаний учащихся

На доске написан план.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

4. Каким членом предложения обычно являются имена прилагательные?

Учитель. В соответствии с планом составьте текст на тему «Имя прилагательное как часть речи». Включите в текст примеры на тему «Природа».


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1 (написано на доске)

Мокрый апрель — хорошая пашня.

Сильное стрекотанье кузнечиков и обильная роса — к хорошей погоде.

Быстрый листопад — крутая зима.

Сырое лето и теплая осень — к продолжительной зиме.

Прилетела звонкоголосая кукушка — началась настоящая весна.

В лесу много красной рябины — осень будет дождливая.

Учитель. Продолжим наш разговор об имени прилагательном. На доске написаны народные приметы. В каждой имеются имена прилагательные. Объедините приметы попарно в соответствии с темой нашего урока.

Назовите первую пару предложений и признак, по которому вы их объединили.

Мокрый апрель — хорошая пашня. Быстрый листопад - крутая зима. В каждом предложении имеются имена, прилагательные мужского рода (мокрый, быстрый) и имена прилагательные женского рода (хорошая, крутая).

Учитель. Напишите эти предложения. Выделите орфограммы.

Какие еще предложения можно объединить?

Можно объединить второе и четвертое предложения. В каждом есть по одному прилагательному среднего рода (сильное, сырое) и по два прилагательных женского рода (обильная, хорошая и теплая, продолжительная).

Учитель. Напишите эти предложения. Выделите орфограммы.

Назовите последнюю пару предложений и признаки, но которым вы их объединили.

Последняя пара — это пятое и шестое предложения, В них использованы имена прилагательные женского рода: звонкоголосая, настоящая, красная, дождливая.

Учитель. Как можно определить род имени прилагательного?

Род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, к которому оно относится, и по окончанию прилагательного в именительном падеже единственного числа. Имена прилагательные мужского рода имеют окончания -ый, -ий; женского рода — -ая, -яя; среднего — -ое, -ее.

Учитель. Устно сгруппируйте имена прилагательные по имеющимся в них орфограммам и расскажите, как они пишутся.

Назовите имена прилагательные, в которых все согласные — звонкие.

Обильная, дождливая.


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Попытайтесь его определить. Первая его часть, состоящая из трех букв, имеет несколько значений. Первое значение — город в Винницкой области. Второе — единица измерения. Третье — гряда в прибрежной полосе морского дна, образованная наносами. Вторая часть искомого слова обозначает предлог, состоящий из одной гласной буквы. Третья часть обозначает единицу длины. Какое это слово?

Это слово барометр.

Учитель. Что такое барометр?

Барометр — это прибор для измерения атмосферного давления.

Учитель. Используя орфографический словарь, расскажите о написании слова барометр и напишите его в тетрадь.

В слове барометр три слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная а.

Учитель. В окружающем нас мире существует много природных барометров. Зная их, человек без специального прибора может предсказать изменения в погоде. Какие природные барометры вам известны? Желательно, чтобы ваш ответ был связан с темой нашего урока.

Одну примету напишите по памяти, укажите род, число, падеж имеющегося в ней имени прилагательного.


6. Выполнения тренировочных упражнений (продолжение)

Упражнение 2

Он заранее знает о том, что п...года изменится.

Нежный цветок на тонкой треп...тной но...ке пон...кает.

Перед ненастьем чуткий клев...р сбл...жает изумрудные листочки.

Клев...р — надёжный б...рометр.


Количество имен прилагательных

1

1

2

3

3

4

2


Учитель. Об одном из самых точных природных барометров вы узнаете, выполнив это упражнение. Прочитайте предложения. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте свое задание к упражнению.

Надо написать предложения о порядке, указанном в таблице. Сначала — предложение с одним именем прилагательным, затем — без прилагательных, далее — с тремя и двумя прилагательными. Вставить пропущенные буквы.

Учитель. Что у вас получилось в процессе записи?

У нас получился текст.

Учитель. Прочитайте составленный текст без имен прилагательных.

Скажите, какую роль выполняют в речи имена прилагательные.

Имена прилагательные делают речь более точной, красивой, образной.

Учитель. Назовите слова из текста с пропущенными буквами, группируя их по орфограммам. При ответе соблюдайте такой порядок: сначала называйте группы с меньшим количеством слов, затем - с большим.

Дайте полную характеристику первого предложения текста.


7. Итог урока

Учитель. О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

Мы говорили об имени прилагательном.

Учитель. Расскажите все, что вы знаете об имени прилагательном, используя план, данный вам в начале урока, и рассуждения по ходу нашего занятия.

Ответы учащихся.

Дается задание на дом. Оценивается работа детей на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]