Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске — предложение с пропущенными словами:

Антарктида полярн... область, ... ... ... бел...м пятном.

Учитель. Рассмотрите запись. Скажите, что надо сделать, чтобы восстановить предложение.

Надо вставить подходящие по смыслу слова, окончания к именам прилагательным и недостающий знак препинания.

Учитель. Какое предложение у вас получилось?

Антарктида — полярная область, которую можно назвать белым пятном.

Учитель. Напишите это предложение.

В каком смысле Антарктида названа белым пятном?

Антарктида названа белым пятном в прямом и переносном смысле слова. В прямом смысле, потому что Антарктида всегда покрыта белыми снегами. В переносном смысле, потому что этот край полностью еще не исследован и хранит в себе много тайн.

Учитель. Чтобы Антарктида не была белым пятном для нас, тему сегодняшнего урока мы свяжем с рассказом об этом удивительном крае.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Для этого внимательно рассмотрите, как записаны прилагательные в нашем предложении.

В предложении не обозначены гласные о падежных окончаниях имен прилагательных. Значит, тема сегодняшнего урока — «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, учитывая, что это не первый урок до длиной теме. Используйте запись на доске.

1) Повторить правило о ...;

2) учиться правильно ... в мужском, женском и среднем роде.

Цель урока: повторить правило о правописании гласных и окончании прилагательных; учиться правильно писать окончания прилагательных в мужском, женском и среднем роде.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?

Учитель. Как изменяются имена прилагательные? Привцедите примеры.

Имена прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе — по родам.

Приводятся примеры.

Учитель. С какой частью речи согласуются имена прилагательные. В чем это согласование проявляется?

Имена прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

Учитель. Что нужно сделать, чтобы узнать, какое окончание пишется у имени прилагательного?

Для того, чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного, надо определить, к какому существительному относится прилагательное, а также род, число, падеж этих существительного и прилагательного; вспомнить, какое окончание пишется у прилагательного в этой форме.

Учитель. Каким способом можно проверить написание окончания? Приведите примеры.

Проверить окончание можно с помощью вопроса.

Учитель. Какие окончания имен прилагательных нельзя проверить вопросом и почему?

Имена прилагательные в форме мужского рода в именительном и винительном падеже нельзя проверить с помощью вопроса, потому что они отвечают на вопрос какой?, и, кроме окончания -ой, имеют окончания ий, -ый.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1


Равнозначные понятия


Первое название понятия

Второе название понятия

Требуемый падеж

царь Антарктиды

криль

Т. п.

олений мох

волк

Т. п.

самое крупное, животное на Земле

полярная ива

Т. п.

антарктический рачок

касатка

Т. п.

самое маленькое дерево на Земле

касатка

В. п.

единственный враг морского слона

лысун

П. п.

естественный враг оленя

нарвал

П. п.

седлистый тюлень

голубок кит

П. п.

зубатый кит

ягель

П. п.

небольшой кит

полярный белый медведь

П. п.


Учитель. Продолжим наш разговор об именах прилагательных и Антарктиде. Несмотря на то, что Антарктида — это край вечной мерзлоты, здесь очень разнообразный животный и растительный мир. Вам поможет убедиться в этом упражнение. Прочитайте его внимательно и сформулируйте свое задание.

Надо соединить между собой равнозначные понятия и поставить их в том падеже, который указан в третьей графе.

Учитель. Напишите соединенные равнозначные понятия в указанном падеже, в именах прилагательных выделите окончания.

Царём Антарктиды — белым полярным медведем, оленьим мохом — ягелем, самым крупным животным на Земле — голубым китом, антарктическим рачком — крилем, самое маленькоедерево на Земле — полярную иву, о единственном враге морского слона — о касатке, о естественном враге тюленя — о волке, о седлистом тюлене — о лысуне, о зубатом ките — о касатке, о небольшом ките — о нарвале.

Учитель. Сделайте обобщение по написанному материалу в соответствии с темой урока.

Имена прилагательные о мужском и среднем роде в творительном падеже имеют окончание -ым(-им), в предложном падеже — окончание -ом, может быть -ем. Прилагательные в женском роде в винительном падеже имеют окончание -ую, может быть -юю.

Учитель. Назовите слова, в которых буква а является орфограммой. Сгруппируйте их по самостоятельно найденному признаку.

В словах Антарктиды, антарктическим, нарвала буква а является непроверяемой безударной гласной. Их написание надо запомнить. В словах царем, рачком, враге буква а является безударной гласной в корне. Ее можно проверить. Проверочные слова царь, рак, враг.

Учитель. Назовите словосочетание, состоящее из прилагательного и существительного, в прилагательном которого все согласные звонкие, твердые.

Голубым китом.

Учитель. Докажите, что в этом прилагательном должно быть окончание -ым.

Прилагательное голубым относится к существительному китом. Существительное китом мужского рода, стоит в творительном падеже, в единственном числе, значит, и голубым стоит в мужском роде, в творительном падеже, в единственном числе. В этой форме у прилагательного окончание -ым(-им).


Упражнение 2

1. Пингвины и киты могут долго находиться под водой. У пингвинов и китов особ... техника дыхания.

2. Лемминги не впадают в зимн... спячку. У леммингов небольшие тельца, и они не могут накопить много жира.

3. У тюленя Росса сильно увеличены глаза. Тюлень Росса охотится за добычей в тёмн... морск... глубине.

4. У пингвинов и белых медведей след под ногами не тает. Температура крови в коже, ногах пингвинов и медведей почти равна температуре полярн... среды.

5. У водных животных светл... живот и тёмн... спина. Водные животные незаметны сверху и снизу.

6. Кит может жить только в воде. На суше кита раздавил бы его собственный вес. (По А. Суворову)

image57

Учитель. По-разному приспосабливаются к жизни в суровых условиях представители животного мира. О некоторых из них вы узнаете, выполнив упражнение. Прочитайте пары предложений. Рассмотрите внимательно схему к ним. Сформулируйте свое заданно к упражнению.

Надо написать пары предложений в следующей последовательности: сначала предложение, которое обозначает причину, затем предложение, которое обозначает следствие того, о чем в них говорится. В именах прилагательных дописать пропущенные окончания.

Задание выполняется и проверяется. Устно учащиеся называют род, число и падеж имен прилагательных с пропущенными окончаниями.

Учитель. В каждой паре предложений назовите слова с одинаковой орфограммой или одинаковыми орфограммами.

Расскажите, как определить, какое окончание пишется у имени прилагательного.


Упражнение 3

Антарктида суров... прекрасн... и очень чутк... край. Появление туристов научных станций не только нарушает покой ее обитателей. При низк... температуре здесь все, в том числе мусор отходы сточные воды нефть сохраняются долг... время. Даже незначительн... авария может принести губительные последствия для животн... и растительн... мира.

.

Учитель. В Антарктиде, этом необычном месте нашей Земли, имеются свои проблемы, которые, возможно, придется решать и некоторым из вас. Первую попытку можете сделать на сегодняшнем уроке. Прочитайте текст. Обратите внимание на условное обозначение. Сформулируйте свое задание.

К тексту надо придумать концовку. Написать его. Дописать окончания имен прилагательных и пропущенные знаки препинания.

Учитель. Назовите свои варианты концовок текста. Запишите текст.

Антарктиду надо защищать от освоения!

Территория Антарктиды должна остаться нетронутой!

Территория Антарктиды должна стать всемирным заповедником!

Учитель. Скажите, что есть общего в предложениях текста?

Во всех предложениях есть однородные члены.

Учитель. Назовите их со знаками препинания. Что еще общего есть в данных предложениях?

В каждом предложении есть имена прилагательные.

Учитель. Назовите имена прилагательные, укажите их окончания.

Назовите все грамматические признаки одного из имен прилагательных в тексте. Оно стоит в таком роде, в каком в предыдущем упражнении не было ни одного прилагательного.

Прилагательное долгое — в среднем роде.


5. Итог урока

Учитель. Скажите, о чем мы сегодня говорили на уроке.

Мы говорили о правописании гласных о падежных окончаниях имен прилагательных.

Учитель. Что надо сделать, чтобы определить, какое окончание пишется у имени прилагательного.

Ответы детей.

Дается задание на дом. Оценивается работа детей на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]