Правописание не с глаголами

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Правописание не с глаголами

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны поговорки:

В чужом доме (не) указывают.

В солонку хлеб (не) макают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

Лодырю всегда (не) здоровится.

Учитель. Прочитайте поговорки вслух.

Пойдите признаки, по которым поговорка можно объединить между собой.

Во всех поговорках речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении.

Во всех поговорках есть одинаковая орфограмма: правописание не с глаголами.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографическим признак.

Тема нашего урока — «Правописание не с глаголами». Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова по доске.

1) Расширить и углубить знания ..., ..., ..., ...;

2) учиться находить и правильно писать ... ... ....

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании нес глаголами; учиться находить и правильно писать не с глаголами.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Прежде чем начать разговор по теме урока, вспомним, что такое глагол.

Как изменяются глаголы?

Чем обычно бывает глагол в предложении?

Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых речь идет о поведении людей, и назовите в них глаголы.


4. Изучение нового материала

Учитель. А теперь давайте вернемся к поговоркам, с которыми мы работали в начале урока. Какие в них есть глаголы с частицей не?

Не указывают, не макают, не хвали, нездоровится.

Учитель. Какие из этих глаголов употребляются без не и как они пашутся с этой частицей?

Глаголы указывают, макают, хвали употребляются без не, поэтому с этой частицей они пишутся раздельно.

Учитель. Напишите эти глаголы столбиком с частицей не, выделив орфограммы.

Учитель. Назовите глагол, который без частицы не не употребляется.

Это глагол нездоровится.

Учитель. Как надо писать частицу не с глаголами, которые без не не употребляются?

Частицу не с глаголами, которые без не не у потребляются, надо писать слитно.

Учитель. Такие глаголы составляют исключения. Напишите глагол нездоровится справа от первого столбика, выделите орфограмму.

image60

Учитель. Обобщите наши рассуждения и сформулируйте правило о правописании не с глаголами.

Я сейчас буду называть глаголы с не, а вы должны их написать в левый или правый столбик: ненавидеть, недоумевать, не посеешь, негодовать.

Работа выполняется с комментированием. По учебнику читается правило и повторяется с примерами.


5. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

В чужой монастырь со своим уставом (не)ходят,

(Не)хвали в очи, (не)брани за глаза.

Вперёд людей (не)забегай, и от людей (не)отставай.

В чужом доме (не)будь приметлив, а будь приветлив.

Повторенье — мать ученья.

Через порог руки (не)подают.

От учтивых слов язык (не)отсохнет.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Зазнайство (не)возвышает, а унижает.

Учитель. Продолжим работу по правописанию не с глаголами и разговор о правильном поведении. Для этого вновь обратимся к фольклору. Прочитайте пословицы и поговорки. Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой нашего урока.

Надо написать поговорки, в которых речь идет о поведении человека и в которых есть глаголы с частицей не, раскрыть скобки, подчеркнуть новую орфограмму.

Учитель. Назовите те глаголы из пословиц и поговорок, в которых псе согласные твердые.

Брани, забегай.

Учитель. Расскажите ту часть правила о написании не с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.


Упражнение 2 (написано на доске)

Сомневаться, удивляться (не)истовствоватъ

Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие (не)навидеть

Испытывать чувство сильной вражды (не)годовать

Проявлять безудержную ярость, буйство (не)доумевать

Образец: принуждать, заставлять делать что-нибудь против воли — неволить.

Учитель. Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные предложения, раскрывая скобки. Новую орфограмму подчеркнуть.

Учитель. Расскажите ту часть правила о написании не с глаголами, которая соответствует упражнению.

Назовите приставки в глаголах упражнения и расскажите, как они пишутся.

Какие глаголы с не обозначают действия, не украшающие поведение человека?


Упражнение 3

Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

Он (не)оставит без помощи и внимания старых родителей, (не)обидит слабого, (не)унизит себя лицемерием и лестью.

Совестливый человек (не)обманет, (не)украдёт, (не)сподличает, (не)предаст.

На работе (не)схалтурит.

Совестливый человек — значит, порядочный, честный человек, наделённый чувством, достоинства, справедливости и доброты.


Количество глаголов с не

1

2

4

3

1

4

3

5


Учитель. Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большой степени от его совести. Прочитайте предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте к ним задание.

Надо написать предложения, учитывая в них количество глаголов с не, раскрыть скобки, подчеркнуть новую орфограмму.

Учитель. А в каком порядке вы напишите предложения, в которых отсутствуют глаголы с не?

Эти предложения надо писать по смыслу.

Учитель. Что у вас получилось в процессе работы?

Мы написали текст.

Учитель. Какова основная мысль этого текста?


6. Итог урока

Учитель. О каком правиле мы говорили на уроке?

Мы говорили о написании не с глаголами.

Учитель. Расскажите правило о правописании не с глаголами. Приведите примеры, не звучавшие на уроке.

Ответы детей.

Дается домашнее задание. Оценивается работа учащихся.






Для любых предложений по сайту: [email protected]