Прошедшее время глагола

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Прошедшее время глагола

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны словосочетания:

1) гр...мадное напряжение

участвовала в эст...фете

б...скетбольная к... манда

2) вы...грал финал

быстро пр...дв...гается

заинтересованно ...тносится

3) преодолеет бар...ер

доб...ется победы

гордо слушало

Учитель. Прочитайте словосочетания первого столбика. Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами, объедините их попарно по самостоятельно найденным признакам.

В первом столбике можно объединить слова громадный и команда. В них пишется непроверяемая безударная гласная о. Можно объединить слова эстафета, баскетбольная. В них пишется непроверяемая безударная гласная а.

Учитель. Прочитайте словосочетания второго столбика. Расскажите о написании слов с пропущенными буквами, соблюдая тот же принцип.

Во втором столбике можно объединить слова выиграл и продвигается. В корне каждого этого слова есть проверяемая безударная гласная и. Проверочные слова: игры, двигаться. Можно объединить слова продвигаться и относиться. В приставках этих слов пишется гласная о.

Учитель. Расскажите о написании слов в словосочетаниях третьего столбика.

В словах барьер и добьется пишется разделительный мягкий знак, так как он находится перед гласной е.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Выделите в каждом столбике одно словосочетание по признаку, который вы сами найдете.

В первом столбике можно выделить словосочетание участвовала в эстафете. Оно состоит из глагола и существительного, а остальные словосочетания — из существительного и прилагательного.

Во втором столбике можно выделить словосочетание выиграл финал. Оно состоит из глагола и существительного, а остальные — из наречия и глагола.

В третьем столбике можно выделить словосочетание гордо слушало. Оно состоит из наречия и глагола, а остальные — из глагола и существительного.

Учитель. Перечислите выделенные словосочетания, найдите в них общее и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Мы выделили словосочетания участвовала в эстафете, выиграл финал, гордо слушало. В каждом есть глагол в прошедшем времени. Значит, тема сегодняшнего урока — «Прошедшее время глагола».

Учитель записывает тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) Повторить, что ... ... ... ..., как они ... и образуются;

2) учиться отличать ... ... ... от ... ... и правильно их ....

Цель урока: повторить, что обозначают глаголы в прошедшем времени, как они изменяются и образуются; учиться отличать глаголы в прошедшем времени от других глаголов и правильно их писать.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Вспомните, что такое глагол. Спой ответ сопровождайте примерами.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что делают?, что сделает? и т. д.

Учитель. Как изменяются глаголы? Приведите примеры.

Глаголы изменяются по числам и лицам.

Учитель. Что обозначают и на какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Приведите примеры.

Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое уже совершилось, и отвечают на вопросы что делал?, что делала?, что делало?, что делали?, что сделал?, что сделала?, что сделало?, что сделали?

Учитель прикрепляет на доску таблицу.


Изменение глаголов в прошедшем времени


Единственное число

Множественное число

участвовала


выиграл


слушало



Учитель. Выпишите глаголы в форме прошедшего времени из выделенных вами словосочетании в таблицу, найдите для них соответствующее мести.

Что есть общего в этих глаголах прошедшего времени? Эти глаголы стоят в единственном числе.

Учитель. Выделите в этих глаголах окончания и образуйте от них форму множественного числа. В форме множественного числа тоже выделите окончания.


Изменение глаголов в прошедшем времени


Единственное число

Множественное число

Изменяются по родам

Не изменяются по родам



Учитель. Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

Учитель. С помощью какого суффикса обычно образуются глаголы в прошедшем времени?

Глаголы в прошедшем времени обычно образуются с помощью суффикса л.

Учитель. Выделите суффикс л в глаголах и скажите, как определить гласную, которая пишется перед суффиксом л?

Перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределенной форме.

Учитель. Докажите эту мысль, используя глаголы из таблицы.

Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Что обозначают и на какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

2. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

3. С помощью какого суффикса обычно образуется форма глагола прошедшего времени?

4. Как определить гласную, которая пишется перед суффиксом л в прошедшем времени глагола?

Учащиеся обобщают материал. Сравнивают его с материалом учебника. Пересказывают со своими примерами.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

1) Ре...л, р...ста...л,

2) отпугив...л, з...плак...л,

3) з...мет...л, п...стро...л, р...ска...лся, п...крикив...л, п...се...л, п...дум...л, и...порт...л, ...смысл...л.

Учитель. Внимательно прочитайте глаголы. Сформулируйте к ним свое задание, учитывая тему сегодняшнего урока и условные обозначения.

В первый и во второй ряды надо добавить по два глагола в форме прошедшего времени. В первый ряд надо написать глаголы в прошедшем времени, у которых перед суффиксом л пишется гласная я. Во вторую строку написать глаголы в прошедшем времени, у которых перед суффиксом л пишется гласная а.

Учитель. Определите, откуда можно брать нужные для этой работы глаголы.

Нужные для этой работы глаголы нужно брать из третьего ряда.

Учитель. Приступайте к выполнению задания. Не забудьте выделить в глаголах суффикс л и гласную перед ним.

Найдите среди глаголов слово, которое можно выделить не менее чем по двум признакам одновременно.

Можно выделить слово реял. В нем нет приставки, а остальные слова с приставками. И в нем все согласные звонкие, непарные, а в остальных словах есть звонкие и глухие согласные.

Учитель. Разделите слова с приставками на возможное количество групп. Начните характеристику с группы с меньшим количеством слов.

Слова с приставками можно разделить на две группы: с приставками на -з, -с и с приставками, в которых гласные пишутся всегда одинаково. В первой группе меньшее количество слов: растаял, приставка рас-, раскаялся — приставка рас-, испортил — приставка ис-. В приставках пишется буква с, так как стоит перед глухими согласными. Во вторую группу входят слова отпугивал — приставка от-, заплакал — приставка за-, построил — приставка по-, посеял — приставка по-, покрикивал — приставка по-, подумал — приставка по-, осмыслил — приставка о-.

Учитель. Расскажите, как изменяются, образуются и пишутся глаголы в прошедшем времени.


Упражнение 2

Раз в четыре, года проводятся Олимпийские игры. Огонь факела зажигается в Древней Олимпии. Он символизирует собой дружбу всех народов Земли. Долгий путь преодолевает огонь. Много раз он переходит из рук в руки. Пересекает много разных государств. Вспыхнет огонь над праздничным стадионом, взовьется олимпийский флаг, и делегации разных стран вступят на стадион. Впереди всех пойдут спортсмены Греции, потому что именно эта страна — родина Олимпийских игр. В истории Олимпийских игр имел...сь много необычных интересных фактов. На время Олимпийских игр останавлив...ли войны битвы ср...жения. Афинские женщины (не)учас...вов...ли в спортивных с...р...вн...ваниях и (не)см...трели выступления ...тлетов. П...бедителей Олимпийских игр высоко ценили и одарив...ли лавровыми венками. В числе олимпийских ч...мпионов по кулачному бою был знаменитый математик и философ Пифагор.

Учитель. Прочитайте внимательно текст. Разделите его на три части — по трем признакам одновременно. Назовите эти признаки.

Этот текст можно разделить по смыслу, по времени глаголов и по виду предложений.

Учитель. Назовите предложение, которым заканчивается первая часть, и признаки, которые ей соответствуют.

Первая часть заканчивается предложением Пересекает много разных государств. В ней говорится об олимпийском огне. Все глаголы употреблены в настоящем времени. Все предложения простые.

Учитель. Каким предложением заканчивается вторая часть и какие признаки ей свойственны?

Вторая часть заканчивается предложением Впереди всех пойдут... В ней говорится о начале Олимпийских игр. Все глаголы этой части стоят в будущем, времени. Все предложения сложные.

Учитель. Назовите признаки третьей части.

В третьей части говорится об интересных фактах, связанных с историей Олимпийских, игр. Здесь все глаголы в прошедшем времени. Предложения простые, с однородными членами.

Учитель. Сформулируйте к тексту задание, учитывая специфику его записи и тему урока.

Надо написать третью часть текста. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, поставить недостающие знаки препинания.

Учитель. В глаголах прошедшего времени выделите характерный для этой формы суффикс.


5. Итог урока

Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы говорили о прошедшем времени глагола.

Учитель. Расскажите все, что вы знаете о прошедшем времени глаголя. Приведите примеры, которые на уроке не звучали.

Ответы детей.

Дастся задание на дом. Оценивается работа школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]