Настоящее время глагола

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Настоящее время глагола

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны слова:

выточил, меняю, отцепил, ломаю, играю.

Учитель. Прочитайте слова вслух. Скажите, что их объединяет.

Это слова одной части речи — глаголы.

Учитель. Разделите эти глаголы по группам не менее чем по пяти признакам одновременно. Назовите глаголы первой группы. Обоснуйте свой ответ.

К первой группе можно отнести слова выточил, отделил. Это глаголы совершенного вида, в прошедшем времени, в третьем лице, в единственном числе, мужском роде, в них есть приставка.

Ко второй группе мы отнесем слова меняю, ломаю, играю. Это глаголы несовершенного вида, в настоящем времени, в первом лице, в единственном числе, без приставок, все согласные звонкие: в этих словах звуков больше, чем букв.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. При этом ориентируйтесь на время тех глаголов, количество которых преобладает.

Преобладают глаголы в форме настоящего времени. Значит, тема сегодняшнего урока - «Настоящее время глагола».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Вспомнить изученный материал о ...;

2) повторить признаки ...;

3) учиться находить глаголы ... и правильно их ....

Цель урока: вспомнить изученный материал о глаголе, повторить признаки, по которым можно отличить глаголы настоящего времени от других глаголов; учиться находить глаголы настоящего времени и правильно их писать.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Скажите, что такое глагол?

На какие вопросы отвечают и что обозначают глаголы в настоящем времени?

Как изменяются глаголы в настоящем времени?


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

Они принадлежат всем и всем в равной степени приносят пользу. Они возводятся в тех местах, где сходится множество человеческих потребностей. Они долговечнее других строении, и они никогда не служили какой-либо скрытой или злой цели.

Учитель. К тексту предусмотрены несколько заданий. Внимательно прочитайте его. Скажите, какую работу надо выполнить прежде всего?

Надо определить, о чем идет речь в этом тексте, и озаглавить его.

Учитель. Слушаю ваши ответы.

Действительно, в этом тексте говорится о мостах, поэтому его можно озаглавить «Мосты». Что бы вы хотели и этом тексте исправить?

В тексте несколько раз подряд встречается слово они. Его надо заменить другими словами.

Учитель. Напишите ту часть текста, которая соответствует теме урока. Выделите глаголы в настоящем времени.

Расскажите о написании приставки в глаголах настоящего времени.

Скажите, чем отличаются между собой первое и второе предложения?


5. Словарно-орфографическая работа

Если бетон и металл, то получается прочное сооружение.

Если воля и целеустремленность, го формируется .

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его наловите, если правильно определите основную функцию мостов. Ваш ответ должен соответствовать теме урока. Какое это слово?

Это слово соединяет.

Учитель. Что обозначает это слово?

Слово соединяет обозначает скрепляет, связывает од но с другим, устанавливает сообщение, связь с чем или кем-либо.

Учитель. Напишите это слово, объясните его правописание.

В слове соединяет приставка со-, приставки са- не бывает. Две безударные гласные в корне слова. И — проверяемая безударная гласная, проверочное слово единый. Е — непроверяемая безударная гласная. Ее надо запомнить. Ет — личное окончание глагола, пишется гласная е, так как это глагол первого спряжения.

Учитель. Прочитайте предложения на доске и сформулируйте свое задание.

В первое предложение надо вставить новое словарное слово. Во второе — новое словарное слово и словосочетание, которое соответствовало бы смыслу предложения.

Если соединяются бетон и металл, то получается прочное сооружение. Если соединяются воля и целеустремленность, то формируется сильный характер.

Учитель. Объедините слова в этих предложениях по орфограммам. Расскажите об их написании.

Дайте полную характеристику написанным предложениям.

Назовите все глаголы настоящего времени, с которыми мы работали на уроке, определите их вид, сравните их с глаголами прошедшего времени и сделайте вывод.

Все глаголы настоящего времена, с которыми мы работали, имеют несовершенный вид. Можно сделать вывод, что формы настоящего времени имеют только глаголы не совершенного вида.


6. Тренировочные упражнения (продолжение)

Упражнение 2

По мосту нельзя ходить в ногу. Если попасть в ритм колебаний моста, то он может разрушиться. Бывали случаи, когда мост обрушивался из-за того, что колонна солдат шла по нему в ногу. Поэтому, прежде чем колонна вступает на мост, ей отдается команда: « !».

Справка:

Бежать! Стоять! Сбить ногу!

Учитель. Прочитайте текст. Сформулируйте задание.

Надо закончить последнее предложение текста, добавив в него подходящие по смыслу слова прямой речи. (Сбить ногу!)

Учитель. Напишите этот текст, разделив его на части в зависимости от смысла и формы употребленных в предложениях глаголов.

Назовите глаголы, которые имеют форму настоящего времени. Обоснуйте свои выбор, учитывая все их рассмотренные на уроке признаки.

Назовите слова, в которых в качестве безударной гласной выступает буква о. Сгруппируйте их по орфограммам.


7. Итоги урока

Учитель. С какой формой глагола мы сегодня работали на уроке?

Расскажите все, что знаете о глаголах и форме настоящего времени.

Ответы учащихся.

Дается задание на дом. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]