Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ П. П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ» - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Справка. Петр Петрович Кончаловский (1876—1956), народный художник России. Награжден Государственной премией СССР. Родился в Харьковской губернии. С первого класса посещал школу живописи. С переездом в Москву мальчик знакомится с художниками, названными ныне великими: В. И. Суриковым, В. А. Серовым, К. А. Коровиным, М. А. Врубелем. Несколько месяцев занимался в Академии Жюльена в Париже. Многое осознал при встрече с творениями великих испанских живописцев: Веласкеса, Эль Греко, Гойи. Широко известны натюрморт «Сундук», картина «Купание мальчиков», пейзаж «Сорренто. Могила Сильвестра Щедрина». Поэтичностью, взволнованностью отличаются картины, посвященные новгородской земле: «Новгород-детинец», «Возвращение с ярмарки», «Новгородцы».
Особенности творческой манеры: восторженное мироощущение, чувственная красота мира, поиск новых средств выразительности, богатство красок.
1. Беседа.
1.1. Выявление общего впечатления. Выдвижение ключевого вопроса: Как художник передает восхищение великолепным букетом цветов?
1.2. Обращение к ассоциативным художественным впечатлениям.
Могут быть прочитаны стихи: «Сирень» И. Северянина, «Сирень» В. Рождественского, «Ржавеют на кустах цветы сирени» В. Берестова. Желательно прослушать музыкальную пьесу С. Рахманинова «Сирень».
1.3. Определение жанра натюрморта (Приложение 2).
1.4. Беседа по вопросам учебника.
2. Работа по вербализации впечатлений.
2.1. Учитель. Из словарной статьи Цвет Толково-сочетаемостного словаря искусства выберем названия цветовых тонов, использованных художником для создания образа сирени: голубой, лиловый, бледно-розовый, сиреневый, сливовый, фиолетовый.
Какое из названий не следует употреблять в сочинении и почему? Цветовой тон сливовый указывает на цвет другого растения.
С каким существительным применимо название цветового тона сиреневый? Букет, гроздь, цветочек. Цветовой тон характеризуется также по насыщенности и свету. Выберем для описания букета нужные определения.
2.2. Редактирование.
1. Перейдем к теплому колориту картины. 2. Умелые руки автора сумели нарисовать картину. 3. На картине изображен букет сирени. <...> На переднем плане изображен букет в корзине. <...> На дальнем плане изображена стена. 4. На картине нарисована сирень. 5. Красивый букет сирени переливается от солнечного луча. 6. Картина светится разными цветами. 7. Кончаловский выразил сирень.
2.3. Конструирование предложений.
Какой-либо цвет |
олицетворяет |
что-либо. |
перекликается |
с чем-либо. |
|
переливается |
во что-либо. |
|
способствует |
чему-либо. |
|
тяготеет |
к чему-либо. |
2.4. Конструирование текста.
Композиция описания. Общее представление о предмете. Описание его деталей, частей. Оценка автором того, что он описывает.
Выбор заголовка (из пунктов плана).
П. П. Кончаловский.
Описание букета.
Картина «Сирень в корзине».
Душистый букет сирени.
Место расположения букета.
Мои чувства.
Отношение художника к картине.
Пышный подарок зрителю.
Ароматные грозди.
Богатство цветовых оттенков сиреневого букета.
Понравилась ли картина?
Привет от лета.
Предчувствие летнего цветения.
Мастер натюрморта.
Работа над зачином.
Какой из данных зачинов больше нравится и почему?
а) Из всех натюрмортов мне больше всего нравятся картины с изображением цветов. Петр Петрович Кончаловский написал много натюрмортов, но чаще всего в его творчестве встречается изображение букета сирени.
б) Перед нами картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Ощущение такое, будто на нас пахнуло весной.
в) Какая простая картина — букет сирени! Но как долго ее можно рассматривать. Все знакомо — все видим как будто в первый раз. Такое впечатление возникает потому, что цветы изобразил замечательный живописец.
Оценка концовки.
а) Если закрыть глаза, то можно представить...
б) Смотришь на картину, и кажется, что зима кончилась, что...
в) Сам автор говорил о своей картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется».
3. Творческая работа.