Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Проверка домашнего задания.
1.1. Составление схем сложных предложений.
1.2. Сообщение о лексическом значении имен существительных и демонстрация наглядного материала.
2. Повторение темы.
2.1. Морфологический разбор первого существительного, встретившегося в тексте домашнего упражнения.
2.2. Лингвистический творческий диктант.
Продолжим предложения.
В морфологии изучаются формы отдельных слов и признаки, по которым... (слова относятся к какой-либо части речи). Существительные изменяются по... (числам и падежам). Окончания меняют форму слова, чтобы... (одно слово было связано с другим).
2.3. Устное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Какой частью речи является слово?» Ответ строится в соответствии с композицией текста-рассуждения: 1) тезис (то, что утверждается и требует доказательств); 2) доказательства (для отнесения слов к какой-либо части речи в школьной практике приводятся 3 доказательства: общее значение, грамматические признаки, синтаксическая роль); 3) вывод. В качестве пропедевтической работы предлагаем в высказывание включать вводные слова во-первых, во-вторых и т. д.
2.4. Упражнение-загадка Л. В. Щербы. Догадайтесь, какое содержание зашифровано в этом предложении, к какой части речи относятся необычные слова и какие морфологические признаки они имеют? Докажите свою точку зрения.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Попробуем сами стать шифровщиками. Что для этого надо сделать?
2.5. Подбор однокоренных слов-предметов (существительных) к словам-признакам (прилагательным) и словам-действиям (глаголам).
3. Вывод. Что понимаем под словом предмет в морфологии?
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.