Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА - ГЛАГОЛ
1. Словарный диктант. Разбор словосочетания.
2. Изучение темы.
2.1. Грамматико-орфоэпическая работа со словами: облегчит, углубит, упростит, посеет.
Учитель. Проспрягаем глаголы, подчеркнем окончания — указатели формы слова. Какие грамматические признаки глаголов выражены в окончаниях? Составим предложения. Обозначим вид, время, лицо, число, спряжение глаголов.
2.2. Беседа.
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? На какие грамматические значения указывают окончания глаголов? Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
Какие типы спряжения изучали? Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?
2.3. Выборочно-распределительный диктант.
Выпишем из текста-описания весны глаголы, имеющие личное окончание. Распределим глаголы по типам спряжения: 1 спр., 2 спр. Сделаем синтаксический разбор первого предложения. Определим морфемы в слове просится, подберем к ним однокоренные слова. Какое фонетическое явление наблюдаем при изменении формы слова? Проведем морфологический разбор существительного, прилагательного.
С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает и природа.
Земля голодная, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, видишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.
А. П. Чехов
3. Подведение итогов работы.
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.