Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Запись темы урока «Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения». Усвоение определения подлежащего и основных способов его выражения.
1.1. Учитель. Прочитаем стихотворение А. Н. Майкова. Найдем главные члены предложения. Объясним, кто или что действует. Какими частями речи выражены главные члены предложения?
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят.
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
А. Л. Майков
1.2. Почему в последнем предложении слово листья не является подлежащим? Подлежащее называет того, кто действует.
1.3. Работа с таблицей (Приложение 1).
1.4. Как понимаете выражение Подлежащее связано со сказуемым по смыслу и грамматически? Лист кроет, я топчу, сучья трещат — слова связаны по смыслу. А если так: лист покушал, я струюсь, сучья стартовали? Бессмыслица! А почему так не говорим: лист кроют, я топчешь, сучья трещит! Мы связываем слова грамматически, согласуем с подлежащим глагольные формы числа, лица в настоящем времени, рода в прошедшем времени.
Давайте пошалим, поиграем — сочиним такие предложения, в которых подлежащее и сказуемое не связаны по смыслу и грамматически.
Кошка залаяло. Ножницы поел. Хоккей управляют. Терраса пошел.
1.5. Найдите подлежащее в данных предложениях-загадках.
а) На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза.)
б) Сели на странички
Тридцать три сестрички. (Буквы.)
в) Четыре братца под одной крышей живут,
Одним поясом подпоясаны. (Стол.)
2. Вывод урока. Составим вопросы по тексту, предложим ответить на них одноклассникам, в случае затруднения поможем дать правильный ответ.
3. Домашнее задание — упражнение из учебника.