ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Орфографический диктант. Разбор словосочетания.

Чудесная синева, развевающаяся паутинка, доносится отовсюду, слышится направо, прощается с солнцем, любоваться зайчишкой.


2. Подготовка к восприятию нового материала.

2.1. Проверка домашнего задания.

Работают в парах: первый ученик вполголоса отвечает второму первый вопрос; затем второй ученик отвечает первому следующий вопрос. Оценка за ответ выставляется в тетрадь.

2.2. Синтаксический разбор.

Осень, поздняя осень! Над хмурой землею

Неподвижно и низко висят облака.

Желтый лес отуманен свинцовою мглою,

В желтый берег без умолку бьется река...

С. Я. Надсон


3. Изучение темы.

3.1. Наблюдения над дидактическим материалом: выразительное чтение; анализ семантики, структуры, интонации предложения. По мере анализа предложений на доске составляются схемы предложений.

3.2. Вывод. По какому признаку члены предложения называют однородными? Какие члены предложения могут быть однородными? С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? Одинаковым тоном, с интонацией перечисления. Как связаны между собой однородные члены предложения? По смыслу, интонацией перечисления, союзами. Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?


4. Актуализация знаний.

4.1. Определение признаков однородных членов в предложениях, объяснение постановки знаков препинания. В каких предложениях перечисление носит законченный характер, в каких перечисление можно продолжать? Работа со словом компьютер.

4.2. Творческая работа («Кот-воркот» П. П. Маракулина).

Для этого удивительного писателя нет секретов, он свободно

разбирается в тайнах природы, а уж родной кот для него — свой парень. Вот прочитайте.

Если бы задаться целью и вывести породу кошек-бандитов, то идеалом ее, несомненно, был бы бабушкин кот Мартик — наш воркующий проходимец. Он удивительно всеяден и обходит разве только одно железо: ест сырую картошку, щавель, горох, потроха дичи, ягоды, конфеты, кабачковую икру, горчицу...

Трех месяцев отроду он научился открывать лапой створки кухонного буфета, годовалым стал грозой погребов и подполий, держа в состоянии боевой готовности окрестных жителей. Он выработал совершенные приемы воровства и действует там, где его меньше всего ожидают: добирается до свиных туш, подвешенных под самые потолки, вылазит из подполий и погребов, обляпанный рыбьей чешуей (рыбу любит безумно!).

Персонально для Мартика у меня припасен патрон, заряженный утиной дробью (разумеется, по просьбе соседей). Все это, однако, не мешает ему по утрам вот уже который год спокойно провожать меня на утиные перелеты, а самому строить еще более далеко идущие планы, помаргивая чистейшими глазами авантюриста.

П. П. Маракулин

Попробуем рассказать о Мартике, используя однородные члены предложения. Что вытворяет котище? Используем однородные сказуемые. Чем питается? Употребим однородные дополнения. Охарактеризуем предприимчивого товарища. Здесь не обойтись без однородных определений.

Как относится автор к пушистому собрату? Как объясните наличие патрона, припасенного автором «персонально» для своего любимца?


5. Вывод. За что однородные члены предложения назвали однородными?


6. Домашнее задание на выбор. Первый вариант — упражнение по учебнику. Второй вариант — составить 5—6 предложений с однородными членами про своего домашнего четырехлапого баловня. Грамматическое задание: подчеркнуть грамматическую основу и однородные члены предложения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]