Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ - ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
1. Наблюдения над дидактическим материалом — употребление слова ветер в разных стилях речи. Беседа.
Учитель. Какие задачи ставятся, если употребляем слово ветер в научном стиле? В художественной литературе? В разговоре? Вывод. Обмениваясь впечатлениями о погоде между собой, мы прибегаем к разговорному стилю; если хотим передать точные сведения о скорости, силе, направлении движения ветра, — к научному стилю; а если мы создаем художественный образ, например, рисуем словами картину порывистого ветра, то описывать ее мы будем в художественном стиле.
2. Актуализация знаний.
2.1. Выполнение упражнения. Беседа об уместности употребления какого-либо стиля в речи.
Учитель. Мы так уже хорошо воспитаны, что знаем, когда, в какой обстановке, в каком стиле речи следует общаться. Знаем, как здороваться со взрослыми, как — с ровесниками, как прощаться с незнакомым человеком, как — с друзьями.
2.2. Проблемный вопрос. Представим, что какой-то ученый, выступая на конференции по вопросам электризации воздуха во время грозы, скажет примерно так: «Как громыхнет у самого окна! Да как засияет! Мигом соскочил со стула. А кошка как заорет! Диким голосом!» Смеетесь? А почему?
2.3. Проверка домашнего задания.
3. Творческие задания.
3.1. Составим предложения о четырех правилах жизни, употребим наречия всегда, никогда.
3.2. Найдем в школьных учебниках примеры научного и художественного текстов.
4. Анализ первых вариантов сочинений-поздравлений первоклассникам.
Учитель. В каком стиле речи написаны ваши пожелания? Какие пословицы можно использовать? На доске разные ученики пишут по одной понравившейся пословице. Таким образом, перед глазами учащихся оказывается несколько пословиц. В тетрадь записываются любые две пословицы.
Без ума голова — кочка. Голова — всегда начало. Чтение — лучшее учение. Знание — сила. Учение — свет, а неучение — тьма. Грамоте учиться — всегда пригодится.
5. Вывод урока. О каких стилях речи узнали? Каковы особенности употребления стилей речи?
6. Домашнее задание. Завершить работу над поздравлением и пожеланиями первоклассникам.