Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ, БЛИЗКОЕ К ТЕКСТУ ПЕРВЫЙ СНЕГ (ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ») - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Обращение к воспоминаниям детей.
Учитель. Помните ли первый снег, который выпал год назад? А в начале нынешней зимы? Помните ли свое впечатление о нем? Можете ли выразить свое восхищение одним каким-либо словом / словосочетанием / предложением?
2. Рассказ о К. Г. Паустовском, о его способности тонко воспринимать красоту природы, которую некоторые не замечают, об умении писателя рассказать о своем восхищении прекрасными мгновениями жизни, о чуде мироздания, дарующего нам жизнь.
3. Анализ текста.
Каждого из нас, мыслящих, чувствующих мир, волнует любое изменение в природе при смене времен года, потому что это знак неизменного хода жизни во Вселенной. При смене времени года мы испытываем одновременно грусть по уходящему и радость встречи вновь пришедшего. Сейчас мы прочитаем отрывок из рассказа К.Г. Паустовского «Прощание с летом». Тема здесь заявлена: первый снег. Какое чувство испытывает автор при встрече первого снега?
3.1. Чтобы легче было понять состояние писателя, попытаемся расслабиться, как и он, сядем поудобнее, прикроем глаза и будем слушать музыку художественного слова. Слушайте.
3.2. Выявление основной мысли текста.
3.3. Чтение по абзацам, определение основной мысли абзаца. Составление плана.
1. Необыкновенная тишина.
2. Все было снежно и безмолвно.
3. «Первый снег очень к лицу земле».
3.4. Анализ средств художественной выразительности.
1-й абзац. Найдем слова с переносным значением, назовем их значение в создании картины жизни: мертвая тишина, умер дождь, умер ветер, умер сад; шумливый, беспокойный сад. Почему трижды автор использует слово умер?
2-й абзац. Автор рисует зрительные впечатления, картину увиденного из окна (синоним за стеклами). Перечислим предметы, воссозданные в описании, и их действия. Отметим сравнение снега со стеклянным дождем.
Последняя часть. Какие впечатления получили друг писателя Рувим Фраерман и сам К. Г. Паустовский?
4. Словарно-орфографическая работа. Составление детьми диктанта для предупреждения ошибок. Повторение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Странное ощущение, показалось мне, долго прислушивался, не оглох, беспокойный сад, в туманном небе, на головокружительной высоте, качнулась, поднялась медленно, стеклянный дождь, застенчивая невеста.
5. Чтение.
6. Написание изложения.