Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Анализ изложения «Последний листок».
2. Повторение позиционных чередований гласных и согласных в корне.
Слабая позиция |
Сильная позиция |
гордиться |
гордый |
одарённый |
дар |
привязать |
привяжет |
страдать |
— |
рапорт |
— |
гигантский |
гиганты |
прогноз |
прогнозы |
Вывод: Позиционные чередования не отражаются на письме.
3. Изучение темы.
3.1. Работа с таблицей «Чередование звуков». Выделение чередования в названии явления: ере // ре — чередование, чреда.
3.2. Работа с текстом.
Учитель. Выпишем из текста слова с чередованием звуков в корне. Сделаем синтаксический разбор 1-го предложения. Найдем слова, в которых Ь (мягкий знак) указывает: 1) на мягкость предыдущего звука; 2) на морфологический признак слова.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Н. А. Некрасов
4. Вывод. Позиционные чередования одного и того же звука речи не отражаются на письме. Чередования разных гласных или согласных фиксируется на письме.
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.