Имена существительные одушевленные и неодушевленные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Имена существительные одушевленные и неодушевленные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развить понятие о категории одушевленности; учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; развивать познавательный интерес.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чтение и разбор сочинений-рассуждений

III. Актуализация знаний

Лингвистическая разминка.

(Запись под диктовку на доске и в тетрадях; определение частей речи; выделение слов с вариантами морфем.)

В долинах весна была в полном разгаре. Цвела черемуха, и встречный ветер врывался к нам в окна.

Варианты морфем в словах: в — во, весна — вёсен, разгар — расход, разгар — гореть, цвела — цвет, ветер — ветры, врывался — ворвался, к —ко, нам — мы, окна — окон.

IV. Самоопределение к деятельности

Вы уже знакомы с одушевленными и неодушевленными именами существительными. Кажется, все просто: одушевленные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные - на вопрос что?

Одушевленное или нет существительное толпа? Ведь толпа состоит из людей. Оказывается, существительное толпа неодушевленное, отвечает на вопрос что?

V. Работа по теме урока

1. Беседа.

Выяснить принадлежность существительного к разряду одушевленных или неодушевленных поможет склонение. Дело в том, что у одушевленных существительных совпадают формы мн. ч. Р. п. и В. п., а у неодушевленных - формы мн. ч. И. п. и В. п.

Падеж

Одушевленные сущ.

Неодушевленные суш.

И. п.

Люди

Толпы

Р. п.

Людей

Толп

В. п.

Людей

Толпы

В художественной литературе, в фольклорных произведениях иногда неодушевленные предметы выступают как одушевленные: это прием олицетворения. Вспомним, например, “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.

— К каким неодушевленным предметам, как к одушевленным, обращаются герои сказки? (Примерный ответ. Злая царица обращается к зеркальцу: “Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи”; королевич Елисей — к солнцу: “Свет наш солнышко!”, к месяцу: “Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!”, к ветру: “Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч”.)

— Как ставятся знаки препинания при обращении? (Обращения выделяются запятыми, иногда после обращения ставится восклицательный знак.)

— Являются ли обращения членами предложения? (Нет.)

2. Самостоятельные наблюдения (§ 90, с. 50).

Рассмотрим рисунок на с. 50, определим одушевленные и неодушевленные имена существительные.

VI. Закрепление изученного материала

1. Упр. 485 — чтение, комментированное письмо.

2. Упр. 488 — комментированное письмо.

3. Упр. 486 — выполнение заданий (самостоятельная работа; морфологический и пунктуационный разбор выполняется на доске).

VII. Подведение итогов

— Как определить принадлежность существительного к разряду одушевленных или неодушевленных?

— На чем основан прием олицетворения?

Домашнее задание

1. § 90.

2. Упр. 487.






Для любых предложений по сайту: [email protected]