Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Имена существительные собственные и нарицательные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать принцип, по которому имена существительные делятся на собственные и нарицательные; учить разграничивать собственные и нарицательные имена существительные; развивать познавательный интерес.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать собственные и нарицательные имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Упр. 487 (чтение составленных предложений с обращениями).
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Запишите текст на доске и в тетрадях, определите грамматические признаки имен существительных (вариант I — одушевленных, вариант II — неодушевленных), их синтаксические роли; составьте схему предложения.
Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот,
И на эту удочку
Клюнул кашалот.
Ю. Ч. Ким
Примечание
Обратим внимание на синтаксическую роль имени собственного: Дудочкин — приложение к слову юнга. Но ученикам еще неизвестно понятие “приложение”. Существительное Дудочкин можно рассматривать как синтаксически неделимое словосочетание (в единстве со словом юнга), тогда это словосочетание — подлежащее.
Можно от подлежащего юнга задать вопрос какой? и рассматривать существительное Дудочкин как определение (несогласованное).
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Предположим, в класс пришел новый ученик. Нам надо познакомиться с ним.
— Что мы скажем? (“Как тебя зовут?”)
Он назовет свое имя — его собственное имя, а вы — свое.
— Что еще мы у него выясним? (“Какую книгу ты читаешь?”, “Как зовут твою собаку?”, “На какой улице ты живешь?” и т. д.)
— Зачем даются имена, клички, названия?
2. Самостоятельные наблюдения (§ 91, с. 52); чтение теоретических сведений (с. 52, 56).
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 489 — выразительное чтение, комментированное письмо, словарная работа.
Комментарий
Слово Родина, так же как слова Отечество, Отчизна, написано с прописной буквы. В данном случае эти слова можно рассматривать как синоним слова Россия, т. е. как имена собственные. Слова Родина, Отечество, Отчизна пишут с прописной (большой) буквы в тех случаях, когда хотят подчеркнуть их высокое значение, торжественное звучание. В остальных случаях эти слова пишутся со строчных букв: Приморская тайга — родина уссурийских тигров.
— Как называется война 1812 года? (Отечественная война.)
2. Упр. 490 — комментированное письмо.
3. Упр. 495 — обсуждение вопросов и заданий; определение стиля речи текста — научный.
4. Упр. 496,497 — выполнение заданий, самостоятельная работа.
5. Упр. 498 — чтение, выбор заглавия, обсуждение вопросов, самостоятельная работа.
Комментарий
Варианты заглавия: “Каменная сказка”, “История Московского Кремля”.
Вид (тип) текста — повествование с элементами описания. Стиль — публицистический. Доказательства: речь идет об общественно значимом памятнике старины, кратко приводится его история, указаны конкретные исторические факты и названия; текст содержит устойчивые, традиционные для публицистического стиля выражения (каменная сказка, уходит корнями в глубину столетий); есть характерный для публицистического стиля прием антитезы — противопоставления (самая “старшая” - самая “юная”).
6. Упр. 500 - обсуждение.
7. Словарная работа.
Запишите словосочетание, помещенное в рамке на с. 52, в тетрадь-словарик, составьте с ним предложения: Великая Отечественная война.
V. Занимательная лингвистика
1. Упр. 493 - игра “Кто больше?”.
2. Упр. 492 — чтение диалога по ролям.
VI. Подведение итогов
— Как отличить имена собственные от имен нарицательных?
Домашнее задание
1. § 91.
2. Упр. 491.
3. Упр. 494 или 501 (на выбор).
4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о названиях улиц, площадей в честь знаменитых людей (по упр. 499).