Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Имя прилагательное - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: закрепить знания об имени прилагательном как части речи; вспомнить морфологические признаки прилагательного; показать роль прилагательных в предложении, в тексте; обратить внимание на орфограммы, характерные для прилагательных; развивать мотивацию к обучению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять имя прилагательное по его морфологическим признакам; узнают правило написания окончаний прилагательных; научатся объяснять языковые явления; понимать роль прилагательных в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения проверочной работы
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Что такое имя прилагательное как часть речи?
— Каковы морфологические признаки прилагательных?
— С какой частью речи согласуются прилагательные?
— Какую роль играют прилагательные в предложении?
— Для чего нужны имена прилагательные?
2. Упр. 102 — обсуждение вопросов домашнего задания.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
— Для чего используются имена прилагательные в поэтической речи? Приведите примеры стихотворных строк с именами прилагательными. (Учитель может сам привести примеры, а ученики прокомментируют роль прилагательных.)
Запишем на доске и в тетрадях один из примеров, попробуем мысленно убрать из текста прилагательные и сравнить с оригиналом. Сделаем вывод о роли прилагательных в тексте.
Примеры
1) В лютый холод песня нас с тобой согреет,
В жаркий поддень будет как вода.
С. Г. Островой
2) Мелькнет в толпе знакомое лицо,
Веселые глаза, а в них бежит
Садовое кольцо, а в них блестит
Садовое кольцо и летняя гроза.
Г. Ф. Шпаликов
2. Работа по учебнику.
1) Упр. 107 — выразительное чтение четверостишия, устный разбор.
— Какова роль в предложении у однокоренных слов: прилагательного печальные и наречия печально? (Прилагательное - определение, наречие — обстоятельство.)
— Что общего между этими словами, кроме родственных отношений? (Оба слова — признаки: прилагательное — признак предмета, наречие — признак действия.)
2) Упр. 108 — выполнение задания по вариантам (на доске и в тетрадях).
3) Упр. 104 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).
4) Упр. 105 — самостоятельная работа, взаимопроверка, морфологический разбор — устно.
3. Тестовое задание.
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) в собачь..и будк..;
2) с хорош..м товарищ..м;
3) на проезж..й част..;
4) о весенн..й капел...
V. Лингвистическая игра “Кто больше?”
Подберите прилагательные-определения, характеризующие героев басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” (вариант 1 — Ворона, вариант II — Лисица).
VI. Подведение итогов
— Что нового вы узнали о прилагательных?
— Какова роль имен прилагательных в тексте?
Домашнее задание
1. § 21.
2. Упр. 103.
3. Упр. 106.