Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Восклицательные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать роль восклицательных предложений в речи; отличие цели высказывания от интонации; проверить знания учеников о словосочетании и предложении; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения с эмоциональной окраской; применять соответствующие знаки препинания; соблюдать правильную интонацию.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 149 - чтение составленных предложений, обсуждение интонации при их чтении.
2. Упр. 150 — выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
— Проведите самостоятельные наблюдения (с. 73) и сделайте вывод.
Вывод. Восклицательный знак может, кроме перечисленных, выражать противоречивые чувства: радость и отчаяние, восторг и возмущение, ликование и негодование.
— Попробуйте определить, из какого произведения взяты эти восклицательные предложения. Какие чувства в них выражаются? Придумайте свои примеры.
1) Я восхищаюсь, я так люблю чудеса!
2) Хочу, хочу, чтоб счастье вдруг пришло ко мне!
3) Спорить с королем! Какое сказочное свинство!
4) Если вы не любите меня, то я совершу множество подвигов и понравлюсь вам наконец!
5) Как ты смеешь сомневаться, негодная!
6) Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде!
(Примерный ответ. Восклицательные предложения выражают сильные чувства, эмоции. Они могут быть как положительными: радость, любовь, восторг, удивление, так и отрицательными: горе, страх, злоба, презрение, обида и т. д. Примеры взяты из пьесы- сказки Е.Л. Шварца “Золушка”.)
Примечание
Многие ученики смешивают цели высказывания и интонацию, считают восклицательные предложения одной из разновидностей при определении цели высказывания. Восклицательным или невосклицательным может быть предложение любой цели высказывания.
2. Упр. 151 — выразительное чтение, обсуждение вопросов.
Дополнительные вопросы
— Каковы эти предложения по цели высказывания? (Первые пять предложений — повествовательные, 6-е — побудительное.)
— Попробуйте определить лексические средства, характерные для восклицательной интонации. (Примерный ответ. Слова как, что за, какие (какой). Они подсказывают, что предложение восклицательное по интонации.)
— Сравните два повествовательных предложения. Какое из них эмоциональнее?
Какие перышки! У тебя очень красивые перышки!
Комментарий
Оба предложения повествовательные, восклицательные. Но первое предложение более эмоционально, выражает чувство восхищения кратко, непосредственно.
В восклицательных предложениях встречаются и другие лексические средства.
Ах, как холодно в дороге! Каков гусь! Ну и тип же ты! Эх, вернуть бы лето! И т. д.
3. Упр. 152 — самостоятельные наблюдения.
Дополнительные вопросы
— Изменились ли по цели высказывания предложения, записанные в правом столбике? (Нет, не изменились.)
— Что изменил восклицательный знак в этих предложениях? (Усилил чувства, придал эмоциональность предложениям.)
Примечание
Обратим внимание на порядок знаков завершения в вопросительном предложении с восклицательной интонацией: сначала ставится вопросительный, а затем восклицательный знак.
Вывод. Интонация не меняет цели высказывания. Она лишь помогает выразить сильные чувства.
— Прочитайте теоретический материал учебника (с. 73—74).
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 153, 154 — работа над интонацией (устно).
2. Упр. 155 — самостоятельная работа (письменно).
V. Подведение итогов
— От чего зависит интонация?
— Какова роль интонации в речи?
Домашнее задание
1. § 30.
2. Упр. 156, 157 — подготовка к сочинению: написать в черновике.