Восклицательные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Восклицательные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать роль восклицательных предложений в речи; отличие цели высказывания от интонации; проверить знания учеников о словосочетании и предложении; формировать навыки работы в парах, в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения с эмоциональной окраской; применять соответствующие знаки препинания; соблюдать правильную интонацию.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 149 - чтение составленных предложений, обсуждение интонации при их чтении.

2. Упр. 150 — выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

— Проведите самостоятельные наблюдения (с. 73) и сделайте вывод.

Вывод. Восклицательный знак может, кроме перечисленных, выражать противоречивые чувства: радость и отчаяние, восторг и возмущение, ликование и негодование.

— Попробуйте определить, из какого произведения взяты эти восклицательные предложения. Какие чувства в них выражаются? Придумайте свои примеры.

1) Я восхищаюсь, я так люблю чудеса!

2) Хочу, хочу, чтоб счастье вдруг пришло ко мне!

3) Спорить с королем! Какое сказочное свинство!

4) Если вы не любите меня, то я совершу множество подвигов и понравлюсь вам наконец!

5) Как ты смеешь сомневаться, негодная!

6) Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде!

(Примерный ответ. Восклицательные предложения выражают сильные чувства, эмоции. Они могут быть как положительными: радость, любовь, восторг, удивление, так и отрицательными: горе, страх, злоба, презрение, обида и т. д. Примеры взяты из пьесы- сказки Е.Л. Шварца “Золушка”.)

Примечание

Многие ученики смешивают цели высказывания и интонацию, считают восклицательные предложения одной из разновидностей при определении цели высказывания. Восклицательным или невосклицательным может быть предложение любой цели высказывания.

2. Упр. 151 — выразительное чтение, обсуждение вопросов.

Дополнительные вопросы

— Каковы эти предложения по цели высказывания? (Первые пять предложений — повествовательные, 6-е — побудительное.)

— Попробуйте определить лексические средства, характерные для восклицательной интонации. (Примерный ответ. Слова как, что за, какие (какой). Они подсказывают, что предложение восклицательное по интонации.)

— Сравните два повествовательных предложения. Какое из них эмоциональнее?

Какие перышки! У тебя очень красивые перышки!

Комментарий

Оба предложения повествовательные, восклицательные. Но первое предложение более эмоционально, выражает чувство восхищения кратко, непосредственно.

В восклицательных предложениях встречаются и другие лексические средства.

Ах, как холодно в дороге! Каков гусь! Ну и тип же ты! Эх, вернуть бы лето! И т. д.

3. Упр. 152 — самостоятельные наблюдения.

Дополнительные вопросы

— Изменились ли по цели высказывания предложения, записанные в правом столбике? (Нет, не изменились.)

— Что изменил восклицательный знак в этих предложениях? (Усилил чувства, придал эмоциональность предложениям.)

Примечание

Обратим внимание на порядок знаков завершения в вопросительном предложении с восклицательной интонацией: сначала ставится вопросительный, а затем восклицательный знак.

Вывод. Интонация не меняет цели высказывания. Она лишь помогает выразить сильные чувства.

— Прочитайте теоретический материал учебника (с. 73—74).

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 153, 154 — работа над интонацией (устно).

2. Упр. 155 — самостоятельная работа (письменно).

V. Подведение итогов

— От чего зависит интонация?

— Какова роль интонации в речи?

Домашнее задание

1. § 30.

2. Упр. 156, 157 — подготовка к сочинению: написать в черновике.






Для любых предложений по сайту: [email protected]