Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Сказуемое - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: развивать понятие о сказуемом, о способах его выражения, навыки синтаксического разбора; формировать мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить основу в предложении; определять способы выражения сказуемого; научатся строить рассуждение; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Упр. 162 — чтение грамматических основ предложений.
2) Задание из рабочей тетради.
2. Выборочный диктант.
Выпишите из предложений подлежащие.
Примечание
Задание выполняется на слух. Если класс слабый, предложения могут быть записаны на доске. После выполнения задания откроем написанные на доске ответы для самопроверки. Случаи, где сделаны ошибки, разберем.
Задание можно усложнить: попросить записать подлежащие в три столбика, разделив их по способам выражения (существительные, местоимения, сочетания слов).
Мы поставили палатку на опушке. Над лесной поляной повисла ночная звезда. На рассвете был туман. Ты слышишь какие-то звуки? Раннюю песню запел жаворонок. Пять минут тянулись долго. Вдруг во дворе залаяли собаки. Одна лампочка в люстре перегорела. Он отлично плавает. Кто стучится в дверь ко мне? Жюри отметило в конкурсе три работы. У меня осталось шестнадцать рублей. Знаете ли вы английский язык?
Существительные |
Местоимения |
Сочетания слов |
Звезда |
Мы |
Пять минут |
Туман |
Ты |
Одна лампочка |
Жаворонок |
Он |
Шестнадцать рублей |
Собаки |
Кто |
|
Жюри |
Вы |
III. Работа по теме урока
1. Обсуждение вопросов.
— На какие вопросы отвечает сказуемое?
— Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
— Приведите примеры предложений со сказуемыми — глаголами, существительными, прилагательными.
2. Работа по учебнику.
1) Упр. 163 — комментированное письмо.
2) Упр. 164 — рассуждение и вывод. (Сказуемое может быть выражено глаголом, прилагательным (полным или кратким), существительным.)
— Прочитайте определение сказуемого (с. 77).
3) Упр. 165 - устный разбор, письменное выполнение.
— Обратим внимание на выразительность сказуемых. Какие из них используются для описания моря?
4) Упр. 167 — выразительное чтение, комментированное письмо.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 166 — самостоятельная работа.
2. Тестовое задание.
В каком предложении только один главный член?
1) Воротись, поклонися рыбке.
2) Мы долго молча отступали.
3) День холодный.
4) Вот из моря вылез старый Бес.
V. Занимательная лингвистика
Когда солнце село с блеянием и ревом прошло стадо.
Чтобы предложение обрело смысл, правильно определите грамматические основы и правильно поставьте знаки препинания.
VI. Подведение итогов
— Что нового вы узнали о сказуемом и о способах его выражения в предложении?
Домашнее задание
1. § 33.
2. Упр. 168 — подготовка к изложению.