Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Тире между подлежащим и сказуемым - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить понятие о способах выражения подлежащего и сказуемого; показать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; развивать навыки синтаксического разбора, изложения текста, познавательный интерес.
Планируемые результаты: учащиеся узнают условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; научатся соблюдать правильную интонацию в соответствующих предложениях; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Объяснительный диктант.
Весна - утро года. Она улыбается людям. По утрам лужи еще покрывает тонкий ледок. В ложбинках чернеет снег. На пригорках появились первые цветы. Они нежны и хрупки. Просыпаются и деревья. В них начинает движение сок. Березовый сок вкусный и полезный. Птицы наполняют лес своим щебетом.
Определите грамматические основы предложений, укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.
III. Работа по теме урока
1. Обсуждение вопросов.
— Прочитаем первое предложение: Весна — утро года. Между подлежащим и сказуемым мы сделали паузу.
— Как она обозначается на письме? (Тире.)
— Чем выражено подлежащее и сказуемое? (Именами существительными в И. п.)
Изобразим это предложение схематически:
— Приведите примеры предложений, соответствующих схеме.
— Прочитайте теоретический материал учебника (§ 34, с. 79).
2. Упр. 169 — отработка правильной интонации (устно).
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 170 — комментированное письмо.
2. Упр. 171 — самостоятельная словарная работа.
3. Упр. 168 — подготовленное изложение.
Домашнее задание
1. § 34.
2. Упр. 173, 174.