Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Нераспространенные и распространенные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить понятие о способах выражения подлежащего и сказуемого; дать понятие о распространенных предложениях; развивать навыки синтаксического разбора; проверить знания о словосочетании и предложении; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения, отличать распространенные предложения от нераспространенных; конструировать распространенные предложения; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чтение и анализ изложений
III. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Чтение составленных предложений.
2) Выразительное чтение стихотворения Н.А. Заболоцкого.
3) Упр. 174 — обсуждение вопросов.
(Ответ. Основная мысль текста выражена в первом предложении: “Суровой осени печален поздний вид”.)
Комментарий
Отметим инверсию (необычный порядок слов), обусловленную ритмом строки. Восстановим обычный порядок слов: “Поздний вид суровой осени печален”. Инверсия мешает быстро определить грамматическую основу: вид печален.
2. Объяснительный диктант.
1) Земля — голубая планета. 2) Реки — артерии Земли. 3) Белое море холодное. 4) Местность пустынна. 5) Красный закат — признак непогоды. 6) Белая ночь тиха. 7) Белый — лучший гриб. 8) Бумага белая.
Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Комментарий
Откроем заранее написанные на доске ответы. Обратим внимание на синтаксическую роль повторяющихся слов: Белое море — подлежащее (неделимое словосочетание — имя собственное); в 6-м предложении прилагательное белая — второстепенный член (его тоже можно рассматривать как часть неделимого словосочетания белая ночь; в 7-м предложении слово белый — подлежащее (прилагательное в роли существительного); в 8-м прилагательное белая — сказуемое.
Дополнительное задание. Уточните по словарю значение слова артерия; ответьте на вопросы.
— В прямом или переносном значении употреблено слово?
— Как называется это выразительно-изобразительное средство? (Метафора.)
IV. Самоопределение к деятельности
Среди предложений, написанных на доске, есть нераспространенные и распространенные. Попробуйте сами определить виды предложений. Сделайте вывод, какие предложения называются распространенными. (Предложения 3, 4, 6 и 8 нераспространенные, остальные распространенные.)
V. Работа по теме урока
Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений (с. 81).
VI. Закрепление изученного материала
1. Упр. 175 — комментированное письмо.
2. Упр. 176 — обсуждение вариантов; запись в тетрадях.
Комментарий
Учитель может помочь детям, показать, как распространяется предложение.
Пример 1
Радуга расцвела.
— Можно ли распространить оба члена предложения?
— Распространите подлежащее второстепенными членами (составьте именные словосочетания). (Радуга (какая?) разноцветная, широкая.)
— Распространите сказуемое второстепенными членами (составьте глагольные словосочетания). (Расцвела (где?) в небе, (когда?) после дождя, (как?) ярко.)
— Запишите получившееся предложение (члены предложения можно переставить). (После дождя в небе ярко расцвела разноцветная широкая радуга.)
Пример 2 (обратный)
Представьте себе, что вы должны сообщить родителям о вашем приезде.
— Что бы вы написали в письме или в открытке? (Примерный ответ. Здравствуйте, дорогие мама и папа! Я приезжаю 3 ноября поездом № 87. У меня четвертый вагон. Сможете ли вы меня встретить? Очень соскучился. До встречи. Андрей.)
А теперь представьте, что сообщение срочное. Надо отправить телеграмму (или sms с мобильного телефона) с известием о вашем приезде. Число слов в таком сообщении ограниченно.
— Сократите письмо. Составьте сообщение с минимальным количеством слов. (Приезжаю 3 ноября. Поезд 87, вагон 4. Андрей.)
VII. Тест по теме “Словосочетание и предложение”
Тест 8 (по вариантам): см. КИМы.
(Можно выполнить несколько заданий теста.)
Домашнее задание
1. § 35.
2. Упр. 177, 178.
3. Рабочая тетрадь: задание 38 (с. 21).