Обстоятельство - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Обстоятельство - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить понятия о дополнении и определении; дать понятие об обстоятельстве; показать роль обстоятельств в речи; развивать навыки синтаксического разбора, мотивацию к исследовательской деятельности; формировать привычку к рефлексии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся опознавать обстоятельство в предложении; отличать обстоятельство от дополнения, выраженного существительным в косвенном падеже; узнавать способы выражения обстоятельства; научатся объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что такое дополнение?

— Какими частями речи обычно выражаются дополнения?

— Что такое определение?

— Какими частями речи обычно выражаются определения?

2. Упр. 188 — чтение и обсуждение творческих работ.

3. Упр. 189 — чтение словосочетаний с определениями.

4. Задание из рабочей тетради.

III. Закрепление тем “Дополнение”, “Определение”

1. Задание. Определите в записанных на доске предложениях грамматические основы, дополнения и определения; укажите, чем выражен каждый член предложения.

2. Задание. Найдите слова-синонимы, определите их роль.

— Как связаны предложения в тексте между собой?

Комментарии

К заданию 1. Обратим внимание детей на то, что к словам из хвороста, из бревен можно поставить и вопросы дополнений, и вопросы определений (домик (из чего? какой?), жилище (из чего? какое?)). Можно упомянуть о несогласованных определениях, хотя этот материал — дело будущего. Доказательством того, что это всё же определения, служит последнее предложение (дом (какой?) каменный).

К заданию 2. Второе предложение связано с первым с помощью контекстных синонимов: местоимение они заменяет словосочетание три поросенка. Каждое следующее предложение связано со вторым с помощью синонимов: построили, сделал, соорудил, возвел; дом, домик, жилище. Поясним, что последние три предложения построены одинаково. Вводить понятия о цепной и параллельной связи предложений рано, но обратить внимание на особенности связи вполне разумно.

IV. Самоопределение к деятельности

Вы уже знаете два второстепенных члена предложения — дополнение и определение. Третий второстепенный член - обстоятельство. Название говорит само за себя.

— Как вы думаете, что обозначает этот второстепенный член? (Обстоятельство говорит о времени, месте, способе действия, т. е. о том, когда, где, как, при каких обстоятельствах действие совершилось.)

V. Работа по теме урока

Чтение определения на с. 88.

Комментарий

К обстоятельству ставится вопрос от сказуемого. Вопросы легко запомнить по ритмичной фразе:

Где, когда, куда, откуда,

почему, зачем и как?

Примечание

В учебнике М.М. Разумовской даны виды обстоятельств: места, образа действия, времени.

VI. Закрепление изученного материала

1. Упр. 192 — комментированное письмо.

2. Упр. 193 — обсуждение заданий, самостоятельное выполнение.

3. Словарная работа.

Запишите в тетрадь-словарик слово отовсюду, письменно составьте с ним предложения.

4. Упр. 194 - работа над интонацией.

5. Упр. 195 — выразительное чтение.

VII. Подведение итогов. Рефлексия

— Что нового вы узнали о членах предложения?

— Какова роль второстепенных членов?

— Испытываете ли вы трудности в определении второстепенных членов?

— Какие задания и примеры этой темы вам запомнились?

Домашнее задание

1. § 36—39 — повторить.

2. Упр. 196.

3. Упр. 198 - подготовка к контрольной работе (тесту) по теме “Второстепенные члены предложения”.

4. Рабочая тетрадь: задание 39 (с. 21).






Для любых предложений по сайту: [email protected]