ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год

ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

✓ 1. Проанализируйте данные отрывки, посвящённые описанию помещений. В чём их сходство и отличия? Назовите конкретные слова, составляющие своеобразие каждого из них. Найдите слова и обороты, которые позволяют автору помочь читателю представить то помещение, которое он описывает.

1) Главным сооружением рыцарского замка была главная, или центральная, башня — донжон: то место, где непосредственно жил сеньор — владелец замка. Внешне это было очень внушительное сооружение, а вот внутри (из- за толщины стен) вовсе не такое просторное, как можно было подумать, стоя снаружи. Как правило, в башне было три зала один над другим, разделённые деревянными перекрытиями. В залах могло размещаться несколько комнат, кухня и оружейная. Главной считалась вовсе не роскошь покоев, а надёжность защиты.

(Энциклопедия для детей)

Первоначально донжон был квадратным (память о тех временах, когда его строили из дерева), но очень скоро его начали делать круглым, что повышало прочность и экономило камень. При очень большой толщине стен к бойницам такой башни вели специальные узкие коридоры, проложенные в толще стены, а по верху обязательно шла стрелковая галерея с бойницами для навесного огня.

(В.О. Шпаковский)

2) Огромные двустворчатые двери с золочёной резьбой ведут в первый из парадных залов дворца — Танцевальный, или, как в прошлом его ещё называли, Купеческий.

Проёмы окон и зеркала обрамляют сложная золочёная резьба и золочёные бронзовые бра. В простенках расположены 16 живописных тондо итальянского художника Дж. Валериани на темы “Метаморфоз” Овидия и “Энеиды” Вергилия. Пол площадью 270 кв. м покрыт наборным паркетом с рисунком в виде крупных звёзд. Потолок украшает гигантский плафон с композицией “Парнас”. Тема плафона продолжает прославление императрицы Елизаветы Петровны — покровительницы искусств в России.

Танцевальный зал с момента его создания использовался для парадных приёмов, обедов, балов, а в начале XX столетия здесь проводились и важнейшие государственные совещания. Основные реставрационные работы завершены в 1995 году.

(“Сокровища России. Петергоф”)

3) Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материю, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей... Но утончённый вкус не удовольствовался бы этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память.

(И. Гончаров)

4) Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой,

Видит девица, что тут

Люди добрые живут...

(А. Пушкин)

5) Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытого золотой камкой... Захотелось ей осмотреть весь дворец, и пошла осматривать все его палаты высокие... Одна палата была краше другой, и все краше того, что рассказывал честной купец, государь её батюшка родимый.

(С. Аксаков)

✓ 2. Подготовьтесь к написанию мини-сочинения на тему “Моя комната” или “Мой класс”: составьте план, подберите слова- определения, которые позволят описать помещение. Попытайтесь к каждому из них подобрать синонимы. Из каждого синонимичного ряда выберите наиболее подходящее слово для каждого конкретного предложения. Продумайте последовательность и структуру создаваемого вами текста-описания. Напишите сочинение на выбранную вами тему.






Для любых предложений по сайту: [email protected]