Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
✓ 1. Запишите данные слова в столбик, рядом укажите слово, от которого оно образовано, выделите в нём основу (производящую основу). В исходных словах выделите морфему, с помощью которой образовано слово. Укажите способ словообразования.
Грузовик, овсянка, переводчик, снежинка, настойчивость, избитый, современник, холодильник, чистильщик, ускорение, строитель, двойник, молодецкий, запутанность, осуждение, сушильный, интересно, удивительный.
✓ 2. Распределите слова по группам, в соответствии со способами их образования.
Пробоина, нормативность, лиственница, бег, затишье, лисий, сбиться, залысина, раскрасавица, пришкольный, уловитель, запев, летопись, безучастие, рукопожатие, ГОСТ, извне, безобидный, ТЮЗ, влажность, черноморец.
✓ 3. Постройте словообразовательные цепочки для каждого из приведённых слов, определите способ словообразования. Безукоризненный, подсознательный, забастовочный, перевыполнили, плетёнка, разочарованный, тепличный, учительница, лесничество, бережливость, вмешательство, заносчивый, зимовка, воссоединение, выразительный, театральный, просрочка, словарный, вдохновительница, подставка, переломный.
✓ 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выполните задания.
Стоунхендж — тысячелетняя обсерватория
Существует много ук..заний на то, что мы долгое время н..до..ценивали наших предков. Одним из примеров их д..стижений является ..громный каме(н/нн)ый круг в Стоунхендже в Южной Англии. Он был сооружён в 2800 г. до н.э. и состоит из п..ти огромных “трилитов” (сооружение из трёх камней). Каждый трилит состоит из двух в..ртикальных ст..лбо.. весом около 100 тонн и высотой более 7 метров, на которых п..коится огромная поп..речная каменная балка. Каменные круги с..ставлены из тридцати глыб. П..рвон..чально на них л..жали поперечные балки весом 7 тонн. Всё это обн..сено з..мляным валом диаметром 100 метров.
Вызывает уд..вление тр..нспортировка и установка таких ма(с/сс)ивных к..мней. Но самое пор..зительное в Стоунхендже не сами камни, а их распол..жение.
К..мп..ютерные ра..чёты, проведё(н/нн)ые в последние годы, пок..зали, что сооружение представляет собой огромную обсерваторию для н..блюдения за дв..жением Солнца и Луны. Камни расп..ложены так, что точно указывают на места расположения Солнца во время летнего или зимнего солнцестояния, а также на место по..вления Луны в опр..делённое время года. Похожие м..ста для таких же астр..номических наблюдений обнаружили в Северной А(а)мерике и в г..р..дах и храмах индейцев майя в Центральной Америке.
1) Постро ите словообразовательные цепочки и определите способ словообразования выделенных слов.
2) Выполните морфемный разбор подчёркнутых слов.