Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Сложное предложение. Синтаксический разбор предложений - Повторение изученного в 5 классе
Цели урока: закрепить умения находить грамматические основы предложения, различать сложное предложение с союзом и и простое предложение с однородными членами, соединёнными союзом и; развить навык составления предложений по данным схемам; закрепить пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Коррекция. Познавательные УУД. Сопоставление явлений. Выбор способа решения задачи. Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка проводится по материалам упр. 47.
1. Учащиеся выписывают 2-й абзац, графически объясняют постановку знаков препинания.
2. У доски работают четыре ученика: 1-й готовит выразительное чтение текста; 2-й составляет схему первого предложения абзаца; 3-й выписывает слова с пропущенными орфограммами, графически объясняет их; 4-й выписывает названия грибов и делает морфемный разбор этих слов.
— Каким прилагательным можно объединить все эти грибы? (Съедобные.) Какая орфограмма есть в этом прилагательном? Подберите антонимы: а) к прилагательному (несъедобные, ядовитые); б) к словосочетанию съедобные грибы (поганки). Много ли вы знаете названий ядовитых грибов? Как вы думаете, почему народ не дал им индивидуальных наименований?
3. Коллективное обсуждение выполненной работы и её оценка.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
1. Отчёт по индивидуальному заданию: чтение примеров с обращениями из басен И. Крылова (можно вызвать к доске одного-двух сильных учеников, предложив им задание выписать во время чтения слова, соответствующие схемам, указанным в задании).
2. Работа с однокоренными словами в форме мини-конкурса: кто последним назовёт однокоренное слово к глаголу посадили? Учителю необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся не использовали формы слов, в этом случае работа останавливается и виновник объясняет, в чём его ошибка.
— Что объединяет все предложения, встретившиеся в домашнем задании?
III. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
1. Работа с вопросами на с. 28 сопровождается анализом примеров из последнего абзаца упр. 47. Составляются схемы предложений.
2. Упр. 49, 50. Работа с упр. 50 сопровождается орфографическим комментарием по группам (по морфемам с пропусками орфограмм).
3. Упр. 51 предлагается выполнить письменно в сильном классе, в более слабом классе достаточно подготовить выразительное чтение стихотворения после устного объяснения расстановки знаков препинания. Работа заканчивается ответом на вопрос: есть ли среди предложений в этом стихотворении такие, которые соответствуют схемам, имеющимся в упр. 52? (1-я схема — 1-е предложение; 4-я схема — 2-е предложение.) Во 2-м предложении стоит обратить внимание на то, что однородные сказуемые развевается, затянул выражены глаголами разного вида и в формах разного времени.
IV. Синтаксический разбор предложений.
1. Повторение порядка синтаксического разбора простого и сложного предложений по материалам на с. 30, сопоставительный анализ разборов.
2. Устный разбор предложений, письменный разбор которых приведён на с. 30.
V. Подведение итогов урока.
— Как называются знаки препинания, которые стоят между частями сложного предложения? при обращении? в конце предложения? (Разделительные, выделительные, знаки завершения.)
— Помогает ли синтаксический разбор предложений правильно ставить знаки препинания? Рассуждайте на таком примере: Незаметно подкралась зима и сразу обрушилась на город гулкими метелями и крепкими морозами.
VI. Домашнее задание. По выбору: упр. 53 или 54.