Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Прямая речь. Диалог - Повторение изученного в 5 классе
Цели урока: актуализировать знания учащихся о прямой речи и диалоге; закрепить умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом, составлять схемы предложений с прямой речью.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Сопоставление явлений. Выбор способа решения задачи. Синтез знаний. Обогащение словарного запаса. Коммуникативные УУД. Участие в диалоге. Оценка действий партнёра.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Даны рифмы: телефон — слон; откуда — верблюда; надо — шоколада.
— Какое произведение вы сразу вспомнили? Запишите по памяти знакомые вам строчки. Что они представляют собой? Какие знаки препинания вы использовали для записи? (Для проверки стихи проецируются на доску.)
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
(К. Чуковский)
— Какую этикетную ошибку допустил поднявший телефонную трубку? (Нельзя начинать телефонный разговор с вопроса “Кто говорит?”, следует сказать “алло” или “слушаю”.)
II. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.
1. Устная работа: подготовка ответов на вопросы учебника (с. 31) и выразительного чтения отрывка из стихотворения Н. Некрасова “Крестьянские дети” (учитель предлагает вспомнить начало отрывка, а также пропущенные строчки и прочитать отрывок по ролям). Класс оценивает правильность интонации, объясняет постановку знаков препинания.
2. Расшифровка схем, данных в упр. 57.
3. Исправление этикетных ошибок в диалоге из лингвистической разминки. Задание: запишите начало разговора с помощью предложений с прямой речью по схемам 1, 4 из упр. 57 (например: У меня зазвонил телефон. Я поднял трубку и сказал: “Слушаю вас”. “Здравствуйте, это говорит слон”, — услышал я в ответ).
III. Комплексная работа с текстом (упр. 56).
Учащиеся читают текст, определяют его основную мысль, подбирают заголовок (проводится мини-конкурс на лучший заголовок), подбирают синонимы к слову пичужка (птаха, пташка, птичка), вспоминают, что такое глаголы говорения, записывают в словарь глаголы в рамке (с. 32), затем выразительно читают текст (возможно чтение несколькими учащимися, по ролям), делают письменную часть задания. Указанные разборы выполняют три ученика у доски; класс выполняет пунктуационный разбор последнего предложения.
IV. Подведение итогов урока в форме контрольного задания.
Упр. 58 выполняется по вариантам и заканчивается взаимопроверкой, которая проводится под контролем учителя.
V. Домашнее задание. Выучить наизусть высказывания из упр. 58 и слова в рамках на с. 27—33.