Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Виды диалога - Повторение изученного в 5 классе
Цели урока: познакомить учащихся с видами диалога; совершенствовать умения создавать текст в форме диалога на заданную тему, соблюдать нормы речевого этикета; закрепить пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Познавательные УУД. Умозаключение. Установление родо-видовых отношений. Коммуникативные УУД. Формулировка вопросов. Аргументация своей точки зрения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Какой знак препинания упоминается в отрывке из стихотворения А. Шибаева “Точка, точка, запятая...”? (Стихотворение записывается, комментируются орфограммы и знаки препинания.)
Ляжет палочкой на строчку:
— Проходите по мосточку!
Ответ: тире.
— Какое слово вежливый человек использует при формулировке вопроса или просьбы? Надо ли выделять это слово на письме знаками препинания?
Ответ: слово пожалуйста всегда выделяется запятыми.
II. Проверка домашнего задания в форме словарного диктанта с последующей само- и взаимопроверкой (используется словарик и учебник). У доски два ученика могут участвовать в орфографической дуэли.
Словесное искусство, мыслить кое-как, пичужка, проинформировать, обращаться с языком, обогащать, оповестить, багряный, коллекция, советовать, предупреждать, приблизительно.
Дополнительное задание: задать вопрос участникам дуэли.
III. Виды диалога.
1. Учитель сообщает учащимся, что в зависимости от цели и мотивов, которые движут говорящими, выделяются следующие виды диалогов: этикетный диалог (приветствие, благодарность, извинение, комплимент, поздравление, прощание, пожелание, одобрение и др.); диалог-сообщение (передача информации); диалог — обмен мнениями; диалог-расспрос; диалог-убеждение; диалог-просьба; диалог — выяснение отношений (конфликт, спор, упрёк).
2. — Какой вид диалога с одноклассниками вы использовали, когда задавали им вопросы?
3. Анализ диалогов (раздаточный материал — отрывки из повести Л. Гераскиной “В стране невыученных уроков”). Учащиеся определяют вид каждого диалога, защищают свою точку зрения, готовят выразительное чтение отрывков.
1 |
— Здравствуй, дорогая коровушка! — Здравствуй, — равнодушно сказала корова и подошла поближе. |
2 |
— Послушай, бурёнушка, ты всё-таки должна питаться травой, а не котами. — Ничего не могу сделать. Я плотоядная. — Да совсем ты не плотоядная, ты... ты... парнокопытная. — Ну и что же?.. Я могу быть парнокопытной и плотоядной. — Да нет же!.. Ты сеноядное... фруктоядное... Ты, корова, травоядное животное! Травоядное! |
3 |
— А когда мы будем учить стихи? — спросила Люська у меня. — Какие стихи? — Как какие? Забыл? А “Зима. Крестьянин торжествуя”? Я никак не могу их запомнить. — Это потому, что они неинтересные. Вот те стихи, что сочинили в нашем классе мальчишки, сразу запоминаются. Потому, что интересные. |
4 |
— Здравствуйте, товарищ дежурный опричник, — сказал я как можно культурнее. Толстяк вдруг весь побагровел и рявкнул: — В ноги, щенок! Я осмотрелся вокруг, но никакого щенка не увидел. — Где щенок? — Ты щенок! — заревел опричник. — Я не щенок. Я мальчик. — В ноги, говорю! |
IV. Составление диалога на заданную тему (по упр. 59).
Учащиеся выбирают тему диалога, обдумывают цель, подбирают “вежливые” слова, записывают диалог.
V. Домашнее задание. Подготовить контрольные вопросы и задания по теме “Повторение”.