Русский язык в жизни России

Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год

Русский язык в жизни России

План урока

I. Актуализация знаний.

1.1. Обращение к эпиграфу.

Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностию мест,

но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.

М. Ломоносов

1.2. Беседа по вопросам:

— В чём заключается смысл высказывания М.В. Ломоносова?

— Все ли слова вам понятны?

— Попробуйте перевести непонятные слова на современный русский язык. К чему вы можете обратиться при необходимости?

— Какой раздел науки о языке рассматривает слово с точки зрения его значения?

— Какие ещё разделы лингвистики вам знакомы?

II. Знакомство с учебником.

— Обратившись к содержанию учебника, определите, над какими разделами языкознания вам предстоит работать в 6 классе.

— Перелистайте страницы учебной книги. Что вам показалось знакомым, что новым?

III. Целеполагание.

3.1. Прочитайте название вступительной статьи учебника.

3.2. Попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на уроке. На какой вопрос вам предстоит найти ответ? (Какова роль русского языка в жизни России?) Что для этого необходимо сделать? (Прочесть материал учебника, осмыслить его, найти подтверждение изложенному.)

IV. Организация работы с теоретическим материалом на с. 3—4.

4.1. Просмотровое чтение.

— За 10 секунд, обратив особое внимание на графические особенности текста, определите его основную мысль.

4.2. Ознакомительное чтение.

— Прочитайте теоретический материал I—IV про себя.

— Выпишите слова, значения которых вам необходимо уточнить. К какому словарю следует обратиться для уточнения значений этих слов?

— Выпишите тезисы из каждой части теоретического материала.

V. Работа над орфограммой “Непроверяемые гласные и согласные”.

— Составьте диктант из слов разбираемого текста (с. 3—4) с непроверяемыми гласными и согласными. Слова запишите в начальной форме.

*При необходимости следует напомнить шестиклассникам, что является начальной формой для имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

Предполагаемый результат:

Национальность, средство, россиянин, многонациональный, государство, межнациональный, государственный, Россия, Российская Федерация, территория, официальный, документ, взаимопонимание...

VI. Выполнение заданий 1—3 упр. 1 на с. 4.

VII. Подготовка к выполнению домашнего задания.

7.1. Подготовьте выразительное чтение отрывка из стихотворения Танзили Зумакуловой (с. 4—5) по вариантам:

1 вариант —первая строфа.

2 вариант — вторая строфа.

3 вариант —третья строфа.

7.2. Раскройте смысл выделенного предложения.

VIII. Подведение итогов урока.

Устно, а затем письменно закончите предложение словами из текста “Русский язык — это ...”.

IX. Рефлексия.

X. Дифференцированное домашнее задание. Выучить словарные слова.

1 вариант — упр. 2 (списать одну из строф стихотворения).

2 вариант — найти и записать высказывания о русском языке представителей разных национальностей, живущих в России.

3 вариант — задание 1 или 2 после теоретического материала на с. 4.






Для любых предложений по сайту: [email protected]