Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Неологизмы - ЛЕКСИКА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
План урока
I. Проверка домашнего задания.
1.1. Презентация “Школьного словаря устаревших слов русского языка” Р.П. Рогожниковой, Т.С. Карской.
1.2. Фронтальный опрос:
— Какие слова называются устаревшими?
— Что такое историзмы?
— Что такое архаизмы?
— С чем связано существование такого пласта лексики?
II. Обращение к теоретическому материалу I § 12.
— С чем связано появление в языке неологизмов?
— Каково происхождение слова неологизм? Какие ещё слова с греческими корнями neos и logos вы знаете?
III. Закрепление.
3.1. Упр. 81 (задания 2—3).
3.2. Найдите в словарике орфографических и орфоэпических трудностей в конце учебника неологизмы и выпишите их.
Предполагаемый результат: дисплей (с. 232), Интернет (с. 233), плеер (с. 234).
3.3. Обращение к рубрике “Знаете ли вы, что...” на с. 84.
IV. Обращение к теоретическому материалу II на с. 85.
— Какие слова получили в языке “новое дыхание”? С чем это связано?
V. Закрепление.
5.1. Упр. 83.
5.2. Обращение к рубрике “Знаете ли вы, что...” на с. 86.
5.3. Презентация словаря-справочника “Новые слова и значения”.
VI. Авторские неологизмы.
6.1. Организация наблюдения.
— В языке появляются и так называемые авторские неологизмы. Что это такое, вы поймёте, познакомившись со стихотворением Н. Егорова (прослушивание и запись стихотворных строк).
От села
До переката,
Где идёт озимый сев,
Пляшут бойкие дождята,
На минуту не присев.
— Найдите авторский неологизм.
— Почему автору понадобилось новое слово?
— Что же такое авторский неологизм? (Авторские неологизмы — слова или обороты речи, созданные автором литературного произведения с определённой целью и обычно не получающие широкого распространения, не входящие в словарный состав языка.)
6.2. Обращение к теоретическому материалу III на с. 85 (последний абзац).
VII. Подведение итогов урока.
— Расскажите, почему в речи появляются неологизмы.
VIII. Рефлексия.
IX. Дифференцированное домашнее задание. Повторить § 8—12, подготовиться к словарному диктанту на с. 87.
1 вариант — упр. 84.
2 вариант — упр. 82.
3 вариант — упр. 81 (задание 4).