Диалектизмы - ЛЕКСИКА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год

Диалектизмы - ЛЕКСИКА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

План урока

I. Проверка домашнего задания.

1.1. Два-три ученика на доске восстанавливают по памяти схему “Группы слов по сфере употребления”.

1.2. Сообщение ученика на тему “Группы слов по сфере употребления”. Класс приводит примеры.

II. Наблюдение за языковым материалом.

Синтаксический разбор записанного на доске предложения.

Брат орал2 на тракторе за дальним лесом.

— Какое из слов предложения вызывает недоумение? Почему?

— Где вы встречались с этим словом? Каково его значение? (В былинах; орать — пахать.)

— Знаете ли вы, как называются подобные слова?

III. Обращение к теоретическому материалу I- III § 14.

3.1. Выяснение происхождения слова диалектизм (с. 91).

3.2. Составление плана к материалу параграфа (по вариантам: 1 вариант — вопросный план, 2 вариант — назывной).

Диалектизмы

План

1 вариант

2 вариант

1. Что такое диалектизмы?

2. Как диалектизмы попадают в литературный язык?

3. Для чего используются диалектизмы в произведениях художественной литературы?

4. Можно ли употреблять диалектизмы в повседневной речи?

1. Определение понятия “диалектизмы”.

2. Путь диалектизмов в литературный язык.

3. Использование диалектизмов в художественной литературе.

4. Нарушение норм языка.

IV. Закрепление.

4.1. Упр. 87 (выписать парами диалектные и общеупотребительные слова).

4.2. Упр. 88 (задание 1).

V. Работа с текстом.

— Запишите текст. Подчеркните в нём диалектизмы. Понятно ли вам, о чём идёт речь?

Северик был прямой и курчавый, мокряк — косой, с загибом. Получился чухонский поперечень, поперёк всего.

(Ю. Тынянов “Восковая персона”)

— Прослушайте предыдущий абзац этого текста, на его основе раскройте значения подчёркнутых вами диалектизмов.

По Неве дуло два встречных ветра: северик от шведов и мокряк — с мокрого места, и когда они встретились, тогда получился третий ветер: чухонский поперечень.

— Какие общеупотребительные или диалектные слова для обозначения ветра более точные?

— Приходилось ли вам слышать другие диалектные слова для обозначения видов ветра? Если да, запишите эти слова и раскройте их значение.

VI. Знакомство со словарём. Презентация учителем или заранее подготовленным учеником “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И. Даля.

VII. Подведение итогов урока.

— Как вы понимаете слова В.И. Даля: “Пришла пора по- дорожить народным языком”?

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание. § 14, упр. 89 из рубрики “Проводим лингвистическое наблюдение”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]