Имена существительные общего рода - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год

Имена существительные общего рода - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

План урока

I. Проверка домашнего задания.

1.1. На доске один ученик выписывает имена существительные мужского рода, второй — женского, третий — среднего из домашнего упражнения 214.

1.2. В это время один ученик рассказывает о категории рода имени существительного. Класс приводит примеры.

II. Целеполагание.

— Смогли бы вы ответить на вопрос: “Существительных какого рода в тексте нет?” (Существительных общего рода.)

— Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока.

*При затруднении учащимся можно предложить обратиться к последним двум строкам стихотворения Б. Нормана на с. 174 и найти слово, род которого невозможно определить вне контекста. (Обжора (и он, и она, и оно) Время.)

III. Имена существительные общего рода.

3.1. Упр. 216 (задание 1).

3.2. Формулирование вывода: имена существительные общего рода могут обозначать лица как мужского, так и женского пола:

Какой ты умница, Миша!

Какая ты умница, Маша!

3.3. Распределительный диктант.

— Распределите имена существительные в два столбика:

1) с отрицательной оценкой;

2) без отрицательной оценки.

Мазила, тёзка, зазнайка, разиня, левша, умница, соня, неряха, растяпа, сирота, работяга, тихоня, малютка, выскочка, симпатяга.

3.4. Работа с текстами.

— Запишите тексты.

— Найдите и подчеркните как члены предложения слова общего рода. Какую роль они играют в текстах?

1) Это был кот, потерявший всякую совесть. Кот-бродяга2 и бандит.4 Звали мы его за глаза Ворюга.4 (К. Паустовский)

2) Вот так чудо! Он со вкусом

Может кушать пыль и мусор!

И жужжит, как сотня ос,

Работяга2 пылесос2.

(Е Серова)

3.5. Выборочный диктант.

— Выпишите только существительные общего рода.

— Кто автор этих примеров? (И.А. Крылов.)

1) “Ах, ты, обжора! Ах, злодей!” — тут Ваську повар укоряет.

2) Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.

3) “Как расшумелся здесь! Какой невежа!” — про дождик говорил на ниве камень лёжа.

4) Невежды судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

3.6. Уточнение лексических значений слов невежа (не вежливый человек, грубый, невоспитанный), невежда (неведающий, малообразованный).

IV. Подведение итогов урока и рефлексия.

V. Домашнее задание. Упр. 216 (задания 2, 3).






Для любых предложений по сайту: [email protected]