Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Цели:
1. Формирование умения соединять в одном тексте характеристику человека и описание его внешности.
2. Закрепление умения анализировать текст.
Оборудование, наглядность: тексты из повестей Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество».
Ход урока
I. Тестовое задание.
1. Расставьте предложения по порядку, чтобы получился текст.
A. Сколько бы я ни встречался со своими читателями, непременно кто-нибудь да спросит, почему я пишу о природе.
Б. А люблю я ее за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость ее, за ее бесконечное разнообразие...
B. Действительно, почему?
Г. Первая и главная причина - это любовь к природе.
1) А, В, Г, Б; 2) А, Б, В, Г; 3) Г, А, В, Б; 4) А, Б, В, Г.
Задания:
2. Тип речи.
1) рассуждение; 2) описание; 3) повествование.
3. Э го предложение - простое.
1) А, 2) Б, 3) Г.
4. В этом предложении есть формообразующая частица:
1) А, 2) Б, 3) В, 4) Г.
5. Основная мысль текста содержится в предложении:
1) А, 2) Б, 3) В, 4) Г.
6. Это предложение соответствует характеристике: сложное, состоящее из двух частей:
1) А, 2) Б, 3) В, 4) Г.
II. Составление текстов-характеристик. Упр. 523, 527.
Ход выполнения: рассмотреть иллюстрации (№ 6, № 11); групповое обсуждение, отбор материала (запись ключевых слов, словосочетаний); самостоятельное составление рассказа по опорному материалу.
III. Анализ текстов с описанием человека.
На выбор группы тексты «Карл Иванович» («Детство», гл. I), «Я» («Отрочество», гл. XXIV).
План анализа: тема, основная мысль; типы речи, использованные автором; детали внешности; характеристика (перечислить черты, о которых рассказано); языковые средства при описании, на которые обратили внимание.
IV. Домашнее задание: прочитать главу X (см. упр. 530) из повести Л. Н. Толстого «Детство».