Предложное управление - Предлог как служебная часть речи - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Предложное управление - Предлог как служебная часть речи - Предлог

Цели урока: 1) углублять представление о предлоге как части речи; 2) совершенствовать умение использовать предлоги в соответствии с нормами управления; 3) развивать умение различать омофоны – наречия и прилагательные, перед которыми стоит предлог.


I. Предлог как служебная часть речи (повторение – проверка домашнего задания)

В слабом классе предложим пересказать текст на с. 77 – 78 по частям, опираясь на составленный на предыдущем уроке план. В качестве дополнительных предложим вопросы после текста (повторение). Попросим также рассказать об использовании предлогов для образования падежных форм существительных, местоимений и числительных и использовать при ответе материал упражнения 655. В случае необходимости дополним ответ учеников, отметив, что отдельные предлоги используются с одним падежом (например, без, для – с родительным, к – с дательным), другие – с двумя (например, под – с винительным и творительным), есть предлоги, употребляющиеся с тремя падежами (например, по – с дательным, винительным и предложным (по песку, по колено, по приезде)).

Попросим учеников назвать использованные в пословицах в упражнении 651 прилагательные, использованные в значении существительных (умный – глупый в предложении 6, пустой – порожний в предложении 9). Обратим внимание ребят на то, что в пословицах часто используются не только антонимы (грубый – ласковый, умный – глупый, научишься - разучишься), но и синонимы (пустой – порожний).

Предоставим желающим возможность высказаться по теме задания 3 упражнения 651.


II. Предложное управление (упр. 653, 654, 664 (частично), 662)

Прежде чем ученики приступят к выполнению упражнения 653, выясним, все ли вспомнили, какие словосочетания называются глагольными, какие словосочетания являются предложными; какая падежная форма никогда не используется с предлогом, а какая - образуется только с помощью предлога.

Полезно будет сначала дважды проговорить образованные из приведённых слов глагольные словосочетания (по цепочке), а затем ещё раз – в процессе записи словосочетаний и анализа использованных для их связи и выражения различных смысловых отношений грамматических средств. Обратим внимание учащихся на закономерность расположения глаголов в парах: один из глаголов пары требует предложного управления, другой – беспредложного.

В случае необходимости объясним ребятам значение глагола предупредить в словосочетании предупредить обман – принять меры, чтобы не быть обманутым.

Проведём совместную работу с первой строкой примеров в упражнении 654. Учащиеся приводят примеры, соответствующие каждой из схем в первой паре (спросить у её учителя, спросить у неё; остановиться у её дома, остановиться у неё и т. п.), и записывают одну из пар, а затем с помощью учителя отвечают на вопросы задания. Проследим, чтобы в результате соответствующих объяснений ребята поняли, что глаголы способны управлять существительным, местоимением-существительным, числительным, но не местоимением-прилагательным (в данном случае притяжательным). Притяжательное местоимение в приведённых примерах зависит от существительного: учителя (чьего?) её; дома (чьего?) её. Обратим внимание учеников на то, что после предлога перед личным местоимением появляется вставное н, а перед притяжательным это н не используется.

После того как семиклассники составят по образцу в упражнении 658 и запишут в тетради пары словосочетаний (например, подмосковная дача – дача под Москвой, подножный коврик – коврик под ноги; надземный переход – переход над землёй, надводный мир – мир над водой; беззаботная жизнь – жизнь без забот, безоблачное небо – небо без облаков), акцентируем их внимание на том, что кроме лексических синонимов существуют ещё синонимы синтаксические, например словосочетания, соответствующие разным моделям (в приведённых примерах – построенные по типу согласования и управления), но передающие сходные значения. Предложим учащимся подумать, почему эти словосочетания становятся синонимичными, и в случае необходимости обратим их внимание на использование одной и той же лексической единицы (например, в образце – тоннель), однокоренных слов (подземный – земля) и равноценных по значению приставки и предлога. Подчеркнём, что значение «расположение ниже чего-либо» передаётся в первом случае морфемой - приставкой под-, во втором словосочетании – предлогомпод. Подведём ребят к выводу, что одни и те же значения могут передаваться как словообразовательной морфемой – приставкой, так и предлогом – отдельным словом (служебным).

Попросим ребят подумать, роль какого члена предложения выполняет зависимая часть словосочетания, построенного по типу согласования, и зависимая часть словосочетания, построенного по типу управления. С этой целью посоветуем задать смысловой вопрос и обратим их внимание на совпадение вопросов: тоннель (какой?) подземный; тоннель (какой?) подземлёй. Сообщим ученикам, что зависимая часть словосочетания со связью управление, отвечающая на вопрос какой?, в предложении выполняет роль несогласованного определения, хотя дополнительный оттенок значения обстоятельства места сохраняется.

После этого учащиеся составляют предложения с двумя словосочетаниями со связью управление и подчеркивают несогласованные определения.

Организуем работу по рассмотрению приведённого в упражнении 664 рисунка и попросим ребят ответить на вопрос в задании упражнения.

Поможем учащимся слабого класса понять лингвистический смысл рисунка: в русском языке существуют совпадающие по звучанию приставки и предлоги, и, несмотря на то, что приставка как словообразовательная морфема является частью слова, а предлог – это отдельное слово, они способны выражать сходные значения. Именно эту мысль выразил художник в шуточном рисунке.

Прежде чем ученики приступят к выполнению упражнения 662, попросим их вспомнить, когда отрицательные и неопределённые местоимения пишутся раздельно. По своему усмотрению учитель может потренировать учащихся в написании неопределённых и отрицательных местоимений с предлогом и без предлога, проведя предупредительный диктант.

Задание. Объясните написание каждого неопределённого или отрицательного местоимения и запишите словосочетания в тетрадь.

Кое с чем не согласен, кое-чего не понять, ничем не дорожить, не для кого беречь, кое-чем пожертвовать, вернуться ни с чем.


III. Различение грамматических омонимов (упр. 660, упр. 661 (работа с тремя парами омофонов - (по)весеннему, (на)удачу, (с)начала)

Важно, чтобы в ответах учащихся на вопрос упражнения 660 прозвучала мысль о том, что для правильного выбора слитного, дефисного или раздельного написания использованных в приведённых предложениях омофонов нужно определить, какой частью речи является каждое слово – наречием, существительным с предлогом, существительным с приставкой, прилагательным, перед которым стоит предлог.

Проведём совместную работу с упражнениями 660 и 661 (частично) и попросим учащихся давать подробные объяснения при определении частеречной принадлежности слов и выбора написания.


Д. з.: 1) упр. 661 (работа с парами омофонов (во)время, (по)хорошему), 666; 2) по желанию – упр. 664.






Для любых предложений по сайту: [email protected]