Грамматические значения предлогов - Предлог как служебная часть речи - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Грамматические значения предлогов - Предлог как служебная часть речи - Предлог

Цели урока: 1) формировать представление о способности предлогов выражать различные грамматические значения; 2) расширить представление о многообразии значений пространственных предлогов и совершенствовать умение их использовать в собственной речи.


I. Предложное управление (проверка домашнего задания, упр. 667, 665 (1, 2), 668 (1))

Предоставим возможность учащимся в процессе проверки выполнения домашних упражнений внести в свои записи соответствующие исправления. После этого читают свои работы ученики, составившие научное рассуждение или написавшие лингвистическую сказку (по желанию).

Проследим, чтобы в ответе учеников на вопрос в задании 1 упражнения 667 прозвучало высказывание о том, что записанные в тетрадь сочетания слов являются словосочетаниями, так как включают в свой состав два слова самостоятельных частей речи, которые связаны по смыслу (с помощью вопроса) и грамматически (с помощью окончаний). Постараемся, чтобы ребята поняли: предлоги в установлении согласования не участвуют.

Выслушаем ответы ребят на вопросы в задании 1 упражнения 665 и проследим, чтобы они отметили ироническое отношение художника к персонажу своей картины – мальчику-слуге, который в отсутствии хозяина копирует, видимо, обычное для его господина высокомерно-рассеянное выражение лица, принимает свойственную хозяину вальяжную позу, делает вид, что затягивается сигарой.

Важно, чтобы семиклассники поняли: вынесенное в название картины сочетание слов не является словосочетанием, так как оно включает только одно самостоятельное слово, второе входящее в его состав слово – служебное. Таким образом, для названия картины используется падежная форма.

Поможем ученикам слабого класса в процессе работы с заданием 1 упражнения 668 вспомнить, какие глаголы называются переходными, а какие – непереходными.


II. Грамматические значения предлогов (упр. 669, 670)

Постараемся, чтобы семиклассники осмыслили содержание текста в упражнении 669 (автор текста утверждает, что предлоги имеют значения, и аргументирует своё утверждение, анализируя значение предлогов к, из, в), и подумали над следующими вопросами:

- Согласны ли вы с утверждением автора, что в словосочетании вышел из дома предлог из обозначает источник, место, из которого исходит что-нибудь? Какое слово в этом словосочетании обозначает место действия? А какое слово уточняет это значение?

- Можно ли возразить автору на утверждение, что предлог в в словосочетании гулял в парке обозначает место?

Важно, чтобы семиклассники усвоили, что предлоги действительно выражают значения, но эти значения не конкретные (лексические), а грамматические. Так, в словосочетанияхвышел из дома и гулял в парке предлоги вместе с окончаниями и соответственно выражают общее значение направления движения изнутри чего-либо (из) и нахождения где-либо (в), уточняя таким образом значение конкретного места действия, обозначенного существительными дом и парк.

В процессе изучения схемы в упражнении 670 учащиеся должны понять, что предлоги выражают общие, то есть грамматические значения места, времени и т. д., тогда как конкретные значения обозначаются словами самостоятельных частей речи.


III. Пространственные предлоги (упр. 671, 672)

Вывод, к которому пришла семиклассники в результате работы с упражнением 670, подкрепляется работой с упражнением 671.

Поможем ученикам слабого класса раскрыть лингвистический смысл рисунка: пространственные предлоги, не обозначая ни движения, ни места, куда или откуда движется или где находится какой-либо предмет, уточняют направление движения (на, сквозь, в, к, до, за), или сведения о месте, откуда начинается или где происходит движение (из-за, из-под, из, с, по, у, около, близ, возле, под, над, на, за, в).

Попросим учащихся рассмотреть репродукцию картины Б. М. Кустодиева «На террасе» и ответить на вопрос в упражнении 672. В случае необходимости обратим внимание ребят на светлый колорит картины: белая скатерть, белое платьице малышки и белый матросский воротничок мальчика, белый фартук няни и бело-розовое платье хозяйки дома, светлые рубашки мужчин. Настроение счастья и покоя создают и выражения лиц членов семьи: спокойно-задумчивое выражение лица главы семьи, ласковый взгляд матери, обращённый к малышке, нежное внимание на лице няни. Обратим внимание и на композиционное решение художника – на расположение фигур в пространстве полотна: близость расположения персонажей картины по отношению друг к другу создаёт представление об их тесных родственных связях, о тёплых семейных отношениях. Чаепитие за самоваром на террасе объединяет всех членов семьи. Теплотой и спокойствием дышит и пейзаж на втором плане картины.

Предоставим учащимся время (пять-семь минут) для составления и записи предложений с пространственными предлогами (не менее пяти предложений), а затем проведём проверку, в ходе которой слабые ученики могут дополнить свои записи.


Д. з.: 1) рассказать о грамматических значениях предлогов (повторение - упр. 670); 2) на выбор – упр. 665 с дополнительным заданием: подчеркнуть в составленном тексте предложные словосочетания - или 668 (2); 3) индивидуальное задание – упр. 675.






Для любых предложений по сайту: [email protected]