Грамматические значения предлогов (продолжение) - Предлог как служебная часть речи - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Грамматические значения предлогов (продолжение) - Предлог как служебная часть речи - Предлог

Цели урока: 1) закреплять представление о способности предлогов выражать различные значения; дать представление о способности предлогов вступать в синонимические и антонимические отношения; 2) тренировать учащихся в использовании предлогов в точном соответствии с теми значениями, которые они выражают.


I. Грамматические значения предлогов (продолжение, упр. 673, 674, 677)

Отдельные ученики расскажут о грамматических значениях предлогов, а затем сделают сообщение ребята, подготовившие индивидуальное задание (упр. 675).

Попросим семиклассников объяснить, в роли какого члена предложения могут быть использованы зависимые части приведённых в упражнении 673 словосочетаний, составить с двумя из них (по выбору учеников) предложения и подчеркнуть в них несогласованные определения.

Выполняя задание 2, ребята отметят, что нельзя заменить словосочетаниями со связью согласование те словосочетания, в которых значение признака предмета выражено падежной формой с предлогом без, и отдельные словосочетания с предлогом с.

Предложим учащимся сопроводить запись словосочетаний из упражнения 674 подробными объяснениями.

В процессе записи примеров из упражнения 677 ученики подчёркивают падежные формы с предлогом с(со) как члены предложения, а затем делают вывод о значениях, выражаемых предлогом с(со), опираясь на выполненную работу и на схему в упражнении 676.


II. Использование в речи сходных и противоположных по значению предлогов (упр. 678, 679)

В процессе анализа приведённых в упражнениях 678 и 679 примеров семиклассники убедятся в способности предлогов, как и слов самостоятельных частей речи, вступать в антонимические и синонимические отношения, что является ещё одним подтверждением вывода о том, что предлоги способны выражать различные значения.

Результатом работы с упражнением 679 должно стать представление учащихся о том, что при использовании предлогов, как и при употреблении слов самостоятельных частей речи, важно учитывать их точное значение.


Д. з.: упр. 663, 676.






Для любых предложений по сайту: [email protected]