Разряды предлогов по происхождению и по составу - Разряды предлогов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Разряды предлогов по происхождению и по составу - Разряды предлогов - Предлог

Цели урока: 1) формировать представление о классификации предлогов по происхождению и по составу; 2) формировать умение классифицировать предлоги по различным основаниям.


I. Разряды предлогов (текст на с. 90 – 92, задания к тексту)

В результате просмотрового чтения учащиеся придут к выводу о том, что текст разделён на две части, так как предлоги делятся на группы по двум основаниям: происхождение и состав.

Важно, чтобы в процессе внимательного чтения текста семиклассники на основе приведённых в тексте примеров осмыслили механизм процесса перехода самостоятельных частей речи в разряд предлогов: самостоятельные части речи (в примерах – наречия вблизи, впереди, деепричастие благодаря как особая форма глагола) утрачивают способность обозначать признак действия или добавочное действие соответственно. Эти слова начинают выполнять грамматическую функцию – вместе с окончанием зависимого слова связывать самостоятельные слова и лишь уточнять те значения, которые выражаются зависимым словом.

Можно показать это на примере словосочетаний жить вблизи моря, оказаться вблизи дома, построить вблизи леса. Грамматическое значение «расположение неподалёку», общее для всех трёх словосочетаний, выражается с помощью предлога вблизи, который устанавливает связь глаголов с существительными и уточняет значение места, выражаемое существительными море, дом, лес. Образованная с помощью предлога форма родительного падежа в каждом словосочетании отвечает на смысловой вопрос где? (вблизи моря, вблизи дома, вблизи леса). В том случае, если форма, точно обозначающая место действия, отсутствует, основная смысловая нагрузка ложится на слово вблизи, которое выступает в этом случае в роли самостоятельного слова – наречия, способного выражать лексическое значение «рядом, неподалёку» (жить вблизи, оказаться вблизи, построить вблизи).

После внимательного чтения ученики работают с вопросами и заданиями после текста, а затем выполняют упражнение 682 -- излагают основное содержание текста с помощью схемы и, опираясь на эту схему, подробно его пересказывают (по частям). Введём в активный лексикон семиклассников словосочетания «разряды предлогов по происхождению», «разряды предлогов по составу».


II. Морфологический разбор предлогов (упр. 683)

После выполнения задания 1 упражнения 683 попросим учеников самостоятельно провести синтаксический разбор первого (I вариант) и третьего (II вариант) предложений, а в процессе совместной проверки провести работу, сделанную самостоятельно учениками другого варианта и в случае необходимости внести коррективы в свою работу. Важно, чтобы ребята ещё раз осмыслили необходимость включения предлогов в состав членов предложения (догорела (где?) в хате, летит (с какой целью?) за данью полевой (метафора – «за нектаром»), летит (откуда?)из кельи восковой (метафора – «из улья»). Сообщим ребятам, что сочетания слов, представляющие собой метафоры, выполняют роль одного члена предложения (см. пояснения в скобках). Важно, чтобы семиклассники правильно определили частеречную принадлежность слова уж и доказали, что это слово является наречием (догорела (к какому времени?) уж – слово ужявляется наречием, так как обозначает время действия, зависит от глагола, в предложении является обстоятельством времени).

Задание 2 упражнения учащиеся выполняют под руководством учителя. Полезно будет предложить ребятам после знакомства с планом разбора предлога сначала рассказать о его порядке по памяти, а потом провести разбор отдельных слов (по выбору учителя).


III. Раздельное написание предлогов. Правописание сложных предлогов (текст на с. 92, упр. 684, 685 (1, 3), 687)

Информация, которую содержит текст на с. 92, не является для учеников новой, но важно закрепить эти сведения, известные ребятам с начальной школы. Предложим семиклассникам составить со сложными предлогами из-за, из-под пять-семь словосочетаний и записать их в тетрадь. Сообщим ребятам о дефисном написании предлогов по-над, по-за и продиктуем два-три примера употребления этих предлогов в строчках из русских народных песен.

Задание. Запишите предложения. Объясните написание сложных предлогов.

Работа с упражнением 684 поможет учащимся ещё раз убедиться в необходимости раздельного написания слов. Предложим ребятам внимательно рассмотреть иллюстрацию к упражнению – изображение листка из книги, созданной до XVI века, когда на Руси существовало слитное письмо. После этого в процессе работы с заданием 1 упражнения ученики могут убедиться в том, что отсутствие пробелов между словами очень затрудняет прочтение какого-либо письменного высказывания.

Рекомендуем ученикам самостоятельно проверить дома выполнение задания 2 упражнения по тексту в упражнении 421.

Предложения из упражнения 685 учащиеся записывают, объясняя написание предлогов и самостоятельных слов с пропусками.

Выслушаем все приведённые учениками варианты словосочетаний с предложно-падежными формами каждого из приведённых слов (упр. 687). В процессе совместной работы ребята записывают свои варианты словосочетаний или варианты одноклассников, которые им покажутся интереснее собственных примеров.


Д. з.: 1) упр. 682 (повторение); 2) упр. 686 (см. примечание), упр. 685 (2); 3) проверить выполнение упражнения 684 (2).

Примечание. Предложим ученикам составить и записать пять-семь предложений с указанными предлогами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]