Разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) - Разряды предлогов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) - Разряды предлогов - Предлог

I. Разряды предлогов (продолжение – проверка домашнего задания)

Попросим семиклассников рассказать о делении предлогов на группы (разряды) по различным основаниям (по происхождению и по составу) и привести соответствующие примеры (задание упражнения 682). Затем предложим отдельным ученикам провести устный синтаксический разбор первого предложения упражнения 685 и рассказать о расстановке знаков препинания в восстановленном тексте упражнения 684, а остальным – проверить проведённую дома работу.


II. Деление предлогов на группы по происхождению (упр. 688, 690, 691 (в сильном классе), 692 (в слабом классе), задания перед текстом на с. 95 и чтение текста, упр. 694 (1))

Важно, чтобы в устном ответе по схеме в упражнении 688 учащимися было названо основание для деления предлогов на производные и непроизводные – происхождение и объяснили, почему эти разряды именно так называются. После того как ученики выскажутся, предложим им составить и записать словосочетания с производными предлогами. Посоветуем ребятам использовать в качестве зависимой части словосочетаний со связью управление падежные формы приведённых в скобках существительных. Проведём совместную работу: выслушаем по несколько вариантов словосочетаний с каждым предлогом, предоставив ученикам возможность выбирать один из них для записи.

Предоставим учащимся образец устного ответа при определении частеречной принадлежности грамматических омонимов из упражнения 690, например: «В первом предложениивокруг – это предлог. Легла (где? вокруг чего?) вокруг села. Слово вокруг выступает грамматическим средством связи самостоятельных слов, участвует в установлении и выражении пространственных отношений, уточняя значение места, выраженное формой родительного падежа самостоятельного слова село, не может выполнять роль обстоятельства места самостоятельно, выполняет эту роль только в составе падежной формы существительного. Во втором предложении слово вокруг самостоятельно обозначает место действия, зависит от глагола и отвечает на вопрос где? (раскидали (где?) вокруг), в предложении выполняет роль обстоятельства места, следовательно, является самостоятельным словом – наречием».

Поможем ученикам слабого класса ещё раз осмыслить принадлежность выделенных слов к грамматическим омонимам: эти слова пишутся и произносятся одинаково, но относятся к разным частям речи.

В сильном классе распределим задание упражнения 691 между группами учащихся (по рядам): благодаря – напротив – в силу, а через две-три минуты проведём совместное обсуждение самостоятельно составленных учениками примеров и предоставим им возможность в случае необходимости внести в свою работу дополнения и исправления, а также записать предложения с парами грамматических омонимов, с которыми работали представители других групп.

В слабом классе работа в такой форме проводится с парами грамматических омонимов, приведённых в упражнении 692.

В ходе обсуждения вопросов перед текстом на с. 95 подведём учеников к пониманию того, что производных предлогов больше, чем непроизводных, и количество их увеличивается, так как состав их постоянно пополняется за счёт неморфемного способа словообразования (термин не вводится) – процесса перехода самостоятельных слов (существительных, наречий, особых форм глагола – деепричастий) в разряд предлогов: утраты ими способности обозначать предметы, признаки действия, добавочные действия и приобретения способности быть использованными в качестве грамматических средств связи самостоятельных слов.

Чтобы составить точный ответ по второму заданию, учащиеся обратятся к упражнению 642. Попросим их устно назвать все указанные в составе группы наиболее употребительных слов предлоги.

В случае необходимости поможем ребятам понять, что предлоги являются одной из наиболее употребительных частей речи, так как они используются для образования падежных форм наиболее употребительных самостоятельных слов – существительных и местоимений (первое и третье места по частотности соответственно), участвуя в предложном управлении.

После знакомства с содержанием текста рубрики «Обратите внимание!» на с. 95 семиклассники приступают к выполнению упражнения 694.

Прежде чем учащиеся начнут выписывать из предложений словосочетания в соответствии с приведёнными в задании 1 моделями, определим, все ли учащиеся осмыслили различия грамматических омонимов мимо (предлог) и мимо (наречие). В случае необходимости ещё раз разъясним эти различия. Наречие мимо обозначает место действия, зависит от глагола и отвечает на вопрос где?, в предложении самостоятельно выполняет роль обстоятельства места. Предлог мимо устанавливает пространственные отношения между глаголом и словом именной части речи, которая обозначает место действия, используется в ответе на вопрос где? только в составе падежной формы именной части речи, поэтому роль члена предложения самостоятельно выполнять не может.


III. Сочинение-миниатюра (упр. 693)

Предложим ребятам рассмотреть фотографию под названием «Забытый» и описать её, объяснив название. Например: «На фотографии запечатлён полузасохший берёзовый листок, желтеющий на покрытых снегом ветвях. Его забыл унести с собой осенний ветер, поэтому фотография называется «Забытый»».

В слабом классе по своему усмотрению учитель может предложить ребятам послушать варианты ученических сочинений.

Давно облетели с деревьев листья. Грустно шелестя и переговариваясь, разлетелись они по воле своенравного осеннего ветра. И только один пожелтевший листок, забытый своими братьями и сёстрами, удержался на ветке берёзы.

В середине ноября выпал первый снег. Несмотря на это, листок по-прежнему крепко держится за ветку. Вокруг него не осталось ничего, что бы напоминало о золотой осени. Лишь он один, наподобие отзвука осеннего цветения красок, будит воспоминания о ярких осенних днях.

(Таня Змеевцева)

Наступила зима. Снег окаймил обнажённые ветки деревьев. Забытый ветром, остался на берёзовой ветке несорванный листок. Несмотря на одиночество, он продолжал стойко держаться на ветке, наподобие её верного стража.

Вокруг листка сжималось кольцо холода, снег старался подтолкнуть его к последнему полёту, но смельчак упрямо цеплялся за ветку. Наверное, он решил на ветке встретить весну.

(Кирилл Осипов)

Обратим внимание семиклассников на особенности употребления слов несмотря на, наподобие, вокруг – в сочинениях эти слова использованы в соответствии с заданием упражнения в значении предлогов - для образования падежных форм существительных и местоимений (несмотря на это, несмотря на одиночество; наподобие отзвука, наподобие стража; вокруг него, вокруг листка) и участвующих в выражении отношений уступки, определительных и пространственных отношений соответственно.


Д. з.: 1) рассказать о разрядах предлогов по происхождению на основе схемы в упражнении 688 (повторение); 2) упр. 689, 694 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]