Слитное и раздельное написание производных предлогов - Правописание производных предлогов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слитное и раздельное написание производных предлогов - Правописание производных предлогов - Предлог

Цели урока: 1) формировать умение выбирать слитное и раздельное написание производных предлогов; 2) совершенствовать умение отличать производные предлоги от их омофонов или грамматических омонимов – существительных с предлогов, наречий и деепричастий.


I. Правописание производных предлогов (текст на с. 97)

После того как семиклассники внимательно прочитают текст на с. 97, предоставим им время (три минуты) для заучивания производных предлогов, которые пишутся раздельно, а затем попросим закрыть книги и записать эти предлоги (или предложно-падежные формы – по усмотрению учителя) по памяти и проверить свои записи по таблице.

Затем предложим заучить те предлоги, которые пишутся слитно, в составе приведённых падежных форм существительных, закрыть книги и принять участие во взаимодиктанте: ребята поочерёдно называют предложно-падежные формы с предлогами, которые пишутся слитно, пока не будет восстановлен весь перечень.

Рекомендуем также заучить последний абзац текста и записать его по памяти, а затем составить и записать два предложения с предлогом ввиду и сочетанием слов иметь в виду.

В слабом классе можем продиктовать готовые предложения с предлогом ввиду и сочетанием иметь в виду, попросив ребят объяснить написание омофонов.

1) Ввиду празднования очередной годовщины основания лицея семиклассники подготовили интересное выступление. 2) Необходимо иметь в виду, что предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу используются с формами дательного падежа.

После того как ученики «расшифруют» схему в упражнении 689, предоставим возможность всем желающим привести предложно-падежные сочетания в соответствии с заданием упражнения и записать одно-два с каждым предлогом (по выбору учащегося).

Работа с заданием этого упражнения позволит семиклассникам ещё раз убедиться в наличии у предлогов различных значений, что подтверждается их способностью вступать в синонимические (вопреки, наперекор) и антонимические (согласно – вопреки, наперекор) отношения.


II. Различение омофонов (упр. 700, 701, 703)

В процессе рассмотрения таблицы в упражнении 700 предложим ученикам объяснить, почему важно различать омофоны – производные предлоги и слова самостоятельных частей речи. Подведём учеников к пониманию, что от частеречной принадлежности зависит написание омофонов, которое нетрудно определить, зная правила написания непроизводных предлогов с существительными, частицы не с деепричастиями (см. словосочетания в правом столбике) и запомнив написание производных предлогов (см. предложно-падежные формы в первом столбике).

Чтобы облегчить ученикам слабого класса работу с упражнением 700, учитель может включить предложно-падежные формы в состав словосочетаний, например: поинтересовался насчёт меня, занимался в течение недели, ослаб вследствие болезни, побежал навстречу друзьям.

Попросим учащихся сопровождать запись приведённых в упражнениях 701 и 702 пар предложений подробными объяснениями. Предложим примерный образец устного рассуждения: «Поговорить (насчёт чего?) насчёт планов. Насчёт – предлог, так как участвует в выражении дополнительных отношений между глаголом и падежной формой существительного, используется как грамматическое средство связи слов в словосочетании со связью управление. Падежную форму с предлогом насчёт можно заменить синонимичной падежной формой с непроизводным предлогом – о планах. Производный предлог насчёт пишется слитно. Перевести (на что? куда?) на счёт (кого? чей?) управляющего.На счёт – это форма винительного падежа существительного с непроизводным предлогом на, который устанавливает зависимость этой формы от глагола. Принадлежность слова счётк самостоятельным частям речи подтверждается способностью управлять существительным (поясним ученикам, что причастие управляющий используется в значении существительного)».

С упражнением 705 проведём совместную работу, помогая в случае необходимости подобрать падежную форму соответствующей лексической единицы.


Д. з.: 1) подготовиться к словарному диктанту по тексту на с. 97 и таблице в упражнении 700; 2) упр. 697; 3) индивидуальное задание – упр. 704 (см. примечание).

Примечание. Задание упражнения 704 распределим между тремя учащимися. Попросим их определить стилевую принадлежность составленного из двух-трёх предложений текста и обосновать свой ответ.






Для любых предложений по сайту: [email protected]