Слитное и раздельное написание производных предлогов (продолжение) - Правописание производных предлогов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слитное и раздельное написание производных предлогов (продолжение) - Правописание производных предлогов - Предлог

Цели урока: 1) закреплять умение выбирать правильное написание производных предлогов и их омофонов; 2) развивать умение сжато излагать текст.


I. Правописание производных предлогов (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 703, 699)

Продиктуем ученикам предложно-падежные формы из текста на с. 97 и из упражнения 700, а затем проведём взаимопроверку. Ученики работают в парах: обмениваются тетрадями и проверяют работу одноклассника по учебнику, в случае необходимости внося исправления. Затем ученики выполняют работу над ошибками в своей тетради.

В процессе анализа приведённых в задании 1 упражнения 703 схем акцентируем внимание учащихся на том, что для проверки частеречной отнесённости предлогов можно использовать способ синонимической замены: предлог вступает в синонимические отношения только с другим предлогом (возможно, относящегося к другому разряду), так как языковые синонимы – это слова одной части речи. Так, производный предлог ввиду можно заменить непроизводным предлогом из-за, а в выражении иметь в виду такую синонимическую замену произвести невозможно.

После подробных разъяснений учителя ребята анализируют и записывают примеры использования предлога ввиду и выражения иметь в виду в тетради.

Упражнение 699 учащиеся выполняют самостоятельно, а через одну-две минуты прочитывают составленные словосочетания.

Предложим ученикам прочитать задание к упражнению 704 и объяснить, какая из надписей к рисункам является словосочетанием, а какая – предложно-падежным сочетанием. Затем делают сообщения ученики, работавшие дома с этим упражнением как с индивидуальным заданием.


II. Сжатое изложение (упр. 708)

Прочитав текст в упражнении 708, ученики подбирают соответствующий заголовок, например «Почему зайца называют косым?» или «Косой ли заяц?», а затем объясняют выбор написания слов со скобками и записывают их в тетрадь.

В сильном классе предложим учащимся при работе с заданием 2 сначала выписать самостоятельно словосочетания с производными предлогами (бегает в продолжение её, набегает в связи с тем, назвали вследствие движений, пробежавшего мимо предмета), проверить свою запись в ходе совместной проверки, а затем провести морфологический разбор одного-двух из этих предлогов.

В слабом классе проведём совместную работу по выписыванию соответствующих словосочетаний и проведению морфологического разбора производных предлогов.

В случае необходимости поможем ученикам составить устный сжатый ответ в соответствии с заданием 3 упражнения 708, например: «Зайца называют косым из-за его неловких движений. Пугливый и торопливый, заяц набегает иногда прямо на охотника или на пенёк, круто бросается в другую сторону и опять на что-нибудь набегает».

После этого семиклассники перечитывает второй и третий абзацы текста, закрывают книги и письменно кратко объясняют, почему зайца называют косым.


Д. з.: 1) упр. 706; 2) по желанию – упр. 707.

Резерв – упр. 703 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]