Роль предлогов в словосочетании и предложении - Предлог в предложении и тексте - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Роль предлогов в словосочетании и предложении - Предлог в предложении и тексте - Предлог

Цели урока: 1) закреплять сведения о роли предлога в словосочетании и предложении; 2) формировать представление о нормах предложного управления.


I. Роль предлога в словосочетании и предложении (упр. 709, 710).

В случае затруднения учащихся при построении развёрнутого ответа на вопрос в упражнении 709 предложим им воспользоваться материалами текста на с. 77 – 78, упражнений 670, 671, 676. Важно, чтобы в ответах учеников прозвучали мысли о том, что предлоги вместе с окончанием зависимого слова являются грамматическими средствами связи слов в словосочетании и устанавливают предложное управление; что предлоги участвуют в установлении и выражении отношений между действием и предметом (лицом), с которым связано это действие (играл с кошкой), или обстоятельствами, в которых это действие происходит (занимается с утра), а также отношений между предметом и признаком этого предмета (шляпа с полями) и, таким образом, выражают различные грамматические значения – дополнительные, обстоятельственные, определительные.

Напомним также ребятам, что наличие у предлогов значения подтверждается их способностью вступать в синонимические (в течение – в продолжение – на протяжении, наперекор – вопреки, около – возле – рядом свблизи и др.) и антонимические отношения (согласно – вопреки, из – в, на – с (со) и др.), способностью одного предлога участвовать в выражении различных отношений (см. примеры использования предлога с).

Эти сведения семиклассники ещё раз закрепляют в процессе анализа примеров из упражнения 710. Подведём учеников к пониманию, что при использовании предлогов, как и при использовании самостоятельных слов, необходимо учитывать речевую ситуацию. Например, предлог вследствие, выражающий причинные отношения, используется в книжной речи, а в разговорной речи при выражении причинных отношений используется предлог из-за.

Обсуждая высказывания учеников по теме задания 2, ещё раз постараемся объяснить, что каждое предложение содержит высказывание, отражающее то, что происходит в действительности. В действительности все предметы и явления, действия и обстоятельства, в которых эти действия происходят, и т.п. находятся во взаимодействии, связаны многообразными отношениями. Самостоятельные слова способны обозначать предметы, их признаки, действия, количества, но не предназначены для выражения всего многообразия связывающих их отношений, которые выражаются в языке с помощью грамматических средств связи: служебных слов (предлогов и союзов) и грамматических морфем. Это можно показать, например, на словосочетаний идти в кинотеатр – идти из кинотеатра – идти возле кинотеатра. Только с помощью предлогов уточняется место и направление действия, обозначенного глаголом идти.

Продемонстрируем ученикам слабого класса примеры использования предлогов в соответствии с заданием 2 упражнения 711, например: В шляпном магазине дамы примеряют головные уборы и любуются своим отражением в больших зеркалах. – Срезав большой шляпочный гриб, братишка долго наблюдал за поселившимся в нём червячком. Постараемся, чтобы ребята поняли: несмотря на то что предлоги стоят перед прилагательным, они не участвуют в образовании их падежных форм, а образуют падежные формы существительных (в магазине, за червячком); не участвуют в установлении связи согласование, а выражают пространственные и дополнительные отношения соответственно, устанавливая предложное управление: примеряют (где?) в магазине; наблюдал (за кем?) за червячком.

По своему усмотрению учитель может предложить ребятам использовать для составления предложений по остальным картинкам готовые словосочетания, например: пакет с цельным молоком, вокруг целого арбуза, через стеклянное окно, к стекольному мастеру. Поможем учащимся разобраться в связях и отношениях, которые установлены с помощью использованных в составленных предложениях предлогов.


II. Нормы управления (текст на с. 103, упр. 714, 719)

Постараемся, чтобы ученики слабого класса усвоили содержание текста на с. 103. Акцентируем их внимание на том, что в примерах с нарушением синтаксических норм глаголыдумать и любить должны управлять формами предложного и винительного падежа соответственно, тогда как эти формы отсутствуют. Глагол думать может управлять предложной формой винительного падежа (думать за Настю), но в таком случае будут выражаться отношения замещения (думать за Настю = думать вместо Насти), тогда как пишущий стремился выразить совсем другую мысль. В другом предложении глагол любить требует управления беспредложной формой винительного (люблю Аню), а не предложной формой творительного падежа (люблю с Аней). Таким образом, при построении словосочетаний важно учитывать, какими предложными формами может управлять глагол, а также способность предлогов участвовать в выражении отношений определённого характера.

В случае необходимости поможем ученикам проанализировать примеры и внести необходимые исправления, например: 1) Я увлекаюсь футболом и играю в него. 2) Гора освещалась солнцем и белела в его лучах. 3) Он ненавидел ложь и боролся с ней. 4) Я пригласил товарища и отправился с ним в театр. 5) Руководство работой и контроль за её выполнением осуществляли сами ребята. 6) Все надеялись на победу и верили в неё. 7) Родители радовались за детей и поздравляли их с победой.

Анализируя примеры в упражнении 719, ученики объяснят характер допущенных ошибок, например: «В первом предложении допущена грамматическая : употреблено два предлога подряд, тогда как каждый из них должен участвовать в образовании соответствующей падежной формы именной части речи - Ты оставь себе конфету на время после сна. Во втором предложении грамматическая ошибка заключается в том, что предлог использован с указательным наречием – неизменяемым словом, которое необходимо заменить именной частью речи – Не рассказывай про то, что было там. В третьем примере допущена грамматическая ошибка: предлог употреблён с глаголом, который нужно заменить существительным со значением процесса действия – Для чистки нужно время.


III. Сочинение-миниатюра (упр. 712)

В процессе анализа содержания текста в упражнении 712 подведём семиклассников к примерно следующему пониманию его главной мысли: «Если мы приложим усилия души, то книги оживут и, как мудрые собеседники, поделятся с нами чувствами и размышлениями, пронесёнными через многие годы».

В сильном классе предоставим учащимся возможность самостоятельно выписать предложные сочетания, а затем сверить с записью на доске (мертвы без собеседника, умеют ощущать печаль и радость в отличие от вещей, вложены в них, не было на свете, жили в книгах, размышляем о жизни, были проложены в книгах, ждут в течение жизни, ждут от нас) или внести необходимые коррективы и дополнения в ходе совместной проверки.

После этого ученики проводят морфологический разбор предлогов в отличие от, в течение.

Предоставим время (7 – 10 минут) для письменного выражения отношения к главной мысли текста, а затем предложим желающим прочитать свои размышления. По своему усмотрению учитель может заменить письменное задание устным.


Д. з.: 1) упр. 713 (2, 3) – см. примечание 1; 2) индивидуальное задание – упр. 722 (см. примечание 2).

Примечания. 1. Предложим ученикам выполнить задание 1 упражнения 713 в классе. По своему усмотрению в слабом классе и классе средней успеваемости учитель может заменить задание провести морфологический разбор производных предлогов заданием заключить производные предлоги в треугольники или подчеркнуть их с теми членами предложения, в состав которых они входят. Сообщим учащимся, что в тексте упражнения использовано пять производных предлогов. 2. Предложим индивидуальное задание двоим ученикам.






Для любых предложений по сайту: [email protected]