Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов - Союз в предложении и тексте - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов - Союз в предложении и тексте - Предлог

Цели урока: 1) дать понятие о группах союзов по употреблению; 2) формировать представление о богатстве семантики и выразительных возможностях союзов.


I. Правописание союзов и предлогов (повторение – самостоятельная работа)

Предложим учащимся выполнить самостоятельную работу следующего содержания.

Примечание. За выполнение самостоятельной работы выставляется две оценки.

Самостоятельная работа

Задание 1. Запишите под диктовку предложения.

1) Несмотря на то что письмо было написано неразборчивым почерком и испещрено исправлениями, общее его содержание можно было понять. 2) Ради того чтобы вновь увидеть родных и близких, персонажу этого остросюжетной повести пришлось преодолеть немало препятствий. 3) Директор пригласил сотрудников в кабинет, с тем чтобы поговорить насчёт ближайших планов на будущее. 4) Руководитель проекта не смог лично присутствовать при проведении основных работ, так что пришлось перевести деньги в банк на счёт управляющего. 5) Настя прошла мимо ребят, ни на кого не смотря, как будто ей не хотелось сейчас никого видеть. 6) Ученик не смог объяснить, как выглядит прямоугольный параллелепипед. 7) Виктор обратил внимание на поразительное сходство симпатичной стюардессы и сопровождавшей его старшей сестры, о чём тут же сообщил своей спутнице.

Задание 2. Проведите морфологический разбор союзов из первого (I вариант) и второго (II вариант) предложений.

Задание 3. Выпишите из предложения 3 (I вариант) и предложения 5 (II вариант) производный предлог и проведите его морфологический разбор.

Задание 4. Составьте схемы сложноподчинённых предложений, части которых связаны союзными словами.


II. Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов (проверка индивидуального домашнего задания, упр. 775, текст на с. 135, упр. 782, 784)

Проследим, чтобы в устных высказываниях учеников, подготовивших индивидуальное задание (упражнение 774) прозвучали мысли о том, что грамматическое значение союза проявляется только на уровне предложения и деление союзов на разряды (подчинительные союзы и сочинительные) осуществляется в зависимости от той роли, которую они выполняют в предложении. Деление их на группы по значению также происходит в зависимости от характера отношений, которые устанавливаются с помощью этих союзов между членами предложения и/или предикативными частями. Таким образом, все морфологические характеристики союза определяются их функционированием в рамках синтаксической единицы – предложения. В случае необходимости также отметим, что использование в письменной речи союзов требует решения соответствующих пунктуационных задач.

В процессе анализа приведённых в упражнении 775 предложений поможем ученикам понять: 1) использование одиночного союза и указывает на одновременность выполняемых субъектом действий; 2) использование повторяющегося союза и – и усиливает смысловую нагрузку каждого из обозначенных однородными сказуемыми действий; 3) использование повторяющегося союза или – или выражает несовместимость названных действий; 4) использование двойного союза не только - но и выражает противопоставление второго из названных однородными сказуемыми действий первому как более значимому; 5) использование повторяющегося союза то – то указывает на последовательное чередование действий; 6) использование двойного союза как – так и указывает на равноценную значимость обозначенных однородными сказуемыми действий.

Обратим особое внимание семиклассников, что в приведённых предложениях используются одни и те же слова самостоятельных частей речи, а изменение семантики высказываний связано с использованием разных союзов – служебных слов.

После того как учащиеся внимательно прочитают текст на с. 135, попросим их составить и предложить одноклассникам вопросы по его содержанию.

По своему усмотрению учитель может предложить ученикам слабого класса готовые вопросы и задания, например: 1) Перечислите группы союзов по употреблению; 2) Почему союзы второй группы называются повторяющимися? Перечислите повторяющиеся союзы; 3) Объясните, по какому признаку объединены союзы в группу двойных, и перечислите известные вам двойные союзы; 4) В чём проявляются выразительные возможности повторяющихся и двойных союзов? 5) Приведите пример предложения, в котором попарное соединение союзом однородных членов является выразительным средством.

Обратим внимание ребят на то, что данные в упражнении 781 слова должны быть использованы в роли однородных подлежащих. По своему усмотрению учитель может продиктовать ученикам слабого класса готовые примеры предложений, осложнённых однородными подлежащими, связанных только интонацией перечисления, например: 1) На праздничном концерте прозвучали рассказы, стихи, пьесы, романсы в исполнении учеников старших классов. 2) В этих проникновенных стихах слышались радость, печаль, восторг, уныние лирического героя.

Используя эти примеры, учащиеся строят предложения в соответствии со второй схемой, используя в качестве средства связи однородных подлежащих не только интонацию, но и повторяющийся союз и. Попросим семиклассников определить различия в семантике каждой пары предложений и подведём их к выводу, что повторяющийся союз усиливает выразительность речи, выделяя интонационно каждый однородный член, сообщая таким образом каждому из них дополнительную смысловую нагрузку.

Прежде чем ученики приступят к подготовке выразительного чтения поэтических строк из упражнения 782 (задание 2), попросим их объяснить, какие фонетические средства выразительности использовал А. С. Пушкин, чтобы создать образ величественных гор, мрачного величия природы, и поможем найти ассонанс на [а], на [о], аллитерацию на [р]. Обратим внимание ребят также на использование такого синтаксического средства выразительности, как инверсия (...и всю теснину между скал загородил, и Терека могучий вал остановил).

Попросим семиклассников определить основное настроение, выраженное в строках К. Паустовского (грусть, вызванная появлением в природе примет наступающей осени) и назвать использованный писателем троп (олицетворение – осень предупреждала о своём приходе).

Выясним, всем ли ученикам понятно значение слова вперемежку: предложим назвать омофон этого наречия и объяснить различие в значениях омофонов (вперемешку – «в смешанном виде, в беспорядке», вперемежку – «попеременно чередуясь, перемежаясь»).

Предоставим учащимся одну-две минуты для запоминания текста К. Паустовского, а потом попросим их записать текст по памяти. Проверив запись по учебнику, ребята объяснят расстановку знаков препинания и подчеркнут члены предложения, осложняющие структуру и семантику простого предложения.


Д. з.: 1) задание после текста на с. 135; 2) на выбор: упр. 777 или 785 (см. Примечание); 3) по желанию – упр. 782 (3).

Примечание. Рекомендуем учащимся, которые будут работать с упражнением 785 и выберут в качестве эпиграфа к сочинению-миниатюре строку И. Бунина использовать художественную фотографию на с. 137.






Для любых предложений по сайту: [email protected]