Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов (продолжение) - Союз в предложении и тексте - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов (продолжение) - Союз в предложении и тексте - Предлог

Цель урока: 1) расширять и углублять представление о выразительных возможностях союзов; 2) формировать представление о текстообразующей роли союзов.


I. Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов (продолжение - проверка домашнего задания, упр. 783, 778, 779, 780, текст на с. 139, упр. 788)

Выслушаем сообщения отдельных учеников о группах союзов по употреблению или проведём беседу по вопросам (см. этап II урока 126) и предоставим возможность желающим прочитать свои сочинения-миниатюры.

Попросим семиклассникам после прочтения текстов из упражнения 783 объяснить, как влияет на семантику предложения использование повторяющегося союза то – то, и подведём их к выводу, что этот союз используется для связи однородных членов предложения при перечислении признаков или действий, происходящих попеременно.

Одна из форм работы с четверостишием А. С. Пушкина – письмо по памяти: ученики в течение минуты зачитывают четверостишие, записывают по памяти и вносят соответствующие коррективы, сверив свою запись с учебником.

Текст В. Солоухина учащиеся записывают под диктовку учителя, объясняют постановку знаков препинания и, обменявшись тетрадями в парах, проверяют работу одноклассника.

Учитель выразительно читает высказывание В. Г. Белинского о языке А.С. Пушкина, после чего по своему усмотрению проводит лингвистический эксперимент: ученики прочитывают высказывание, опуская сравнительные обороты, и приходят к выводу, что с помощью присоединяемых с помощью сравнительных союзов оборотов создаётся более ёмкий, яркий и выразительный художественный образ, воплощающий поэтическую мысль.

В качестве дополнительного задания учитель может предложить провести морфологический разбор одного из кратких прилагательных (по выбору ученика).

Предоставим ученикам возможность в течение отведённого времени (2-3 минуты) записать те ассоциации, которые возникают при рассмотрении фотоколлажа (девочка – Алёнушка с картины В. М. Васнецова, гладь озера – зеркало, раскрывшие крылья лебеди – два распустившихся белоснежных цветка, анютины глазки – яркие бабочки и т. д.), в ходе совместной проверки обменяться своими находками с одноклассниками и составить предложения со сравнительными оборотами, присоединяя их соответствующими союзами и расставляя знаки препинания.

Поможем ученикам слабого класса в процессе устного обсуждения определить значение приведённых в упражнении 780 фразеологизмов.

Хоть караул кричи, хоть на стенку лезь, хоть плачь, хоть тресни, хоть разорвись, хоть лопни - выражение крайнего отчаяния, бессилия, невозможности что-либо предпринять, чтобы выйти из затруднительного, тяжёлого положения; хоть кол на голове теши – что ни делай, что ни говори (о чьём-либо упрямстве, непонимании, нежелании сделать что-либо и т.п.) (прост.);хоть пруд пруди, хоть лопатой греби – очень много; хоть шаром покати – нет ничего, совершенно пусто; хоть бы хны, хоть бы что, хоть трава не расти – выражение полного равнодушия, безразличия к чему-либо.

Куда глаза глядят, куда ноги несут – 1) не выбирая пути, без определённого направления, куда попало (идти, брести, ехать и т. п.); 2) куда захочется, куда угодно (идти, ехать, отправляться и т. п.); куда Макар телят не гонял, куда ворон костей не таскал – очень далеко, в самые отдалённые места (выгнать, загнать, попасть и т. п.).

Как снег на голову – 1) неожиданно, внезапно (появляться, прибывать и т. п.); 2) неожиданный, внезапный; как с гуся вода – нипочём, безразлично; не производит никакого впечатления, никак не действует на кого-либо; как гром среди ясного неба – неожиданно, внезапно (обычно о случившемся несчастье, о постигшей кого-либо беде и т. п.); как пить дать – без всякого сомнения, безусловно, наверняка, непременно (прост.); как бог на душу положит – как вздумается, захочется; как прошлогодни снег – нисколько, ничуть, совершенно не (нужен, интересует); как ветром сдуло – кто-либо молниеносно исчез, что-либо мгновенно исчезло; как на иголках – в состоянии крайнего волнения, нервного возбуждения, беспокойства (быть, сидеть и т. п.); как зеницу ока – бдительно, заботливо, тщательно (беречь, хранить и т. п.).

Отвечая на вопрос в задании 1, учащиеся отметят, что фразеологизмы разделены на группы в зависимости от того, какой союз использован в их составе – обстоятельственный уступкихотя (хоть) или обстоятельственный сравнения как, присоединяющий сравнительный оборот. В отдельную группу выделены фразеологизмы, в состав которых входит наречие куда, которое в предложении может быть использовано в роли союзного слова.

Напомним семиклассникам, что эти устойчивые выражения в предложениях выделяться или отделяться запятыми не будут. В процессе проверки отметим наиболее интересные предложения, составленные учениками.

Учитель читает выразительно поэтические строки А. Прокофьева (упр. 788), обращает внимание учеников на то, что повторение союзов усиливает эмоционально-экспрессивную окраску присоединяемых придаточных предложений, усиливает звучание поэтической мысли, и помогает выделить средства художественной выразительности, использованные поэтом.


II. Текстообразующая роль союзов (информация на с. 137, упр. 786)

После выразительного чтения стихотворения А. Фета обратим внимание учеников на то, что в нём использован переходный тип речи, который граничит с повествованием – динамическое описание. В отличие от обыкновенного описания в описании динамическом основная смысловая нагрузка падает на действия, но в противовес повествованию в нём нет сюжета, то есть развития действия, глаголы в нём используются для характеристики явлений действительности, для обозначения перечисляемых действий. Семиклассники отметят, что в пейзажной зарисовке описывается состояние природы перед весенним дождём с помощью глаголов блещет, трепещет, движется, стоит, брызнули, тянет, подошло, барабанит и деепричастий купаяся, качаясь, а также с помощью тропов: метафоры (разрывы óблак), сравнения (будто в золотой пыли), эпитета (душистым мёдом).

Важно, чтобы при анализе синтаксической роли союзов в стихотворном тексте ученики усвоили, что союзы используются не только как средство связи однородных членов и предикативных частей предложения, но и предложений и абзацев в составе текста, т. е. выполняют текстообразующую роль. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам показать роль союзов в предложениях и тексте графически: [__], [__ =], и [=]. А[= __], и [= __]. [__ =], [=], и [=, =].

В случае затруднения учащихся при выполнении задания 4 рекомендуем им открыть словарик грамматических омонимов (с. 61 части 3 учебника) и проанализировать примеры, приведённые в словарных статьях слов светло (краткая форма прилагательного светлый) – светло (наречие) – светло (категория состояния) и стекло (существительное) – стекло (форма прош. вр. ед. ч. ср. р. глагола стечь).

По своему усмотрению учитель может предложить учащимся составить письменное описание иллюстрации к первому двустишию второй строфы стихотворения (с. 138) и выделить в нём союзы.


Д. з: 1) упр. 791; 2) упр. 776 с дополнительным заданием: использовать при составлении предложений (задание 2) союзы и провести морфологический разбор двух слов этой части речи; 3) по желанию – упр. 780 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]